Вчера министр обороны Алексей Резников встретился с генеральным инспектором Министерства обороны США Робертом Сторчем. Это очень полезная встреча, которая была инициирована далеко не вчера, для важной задачи. Но по сети уже организованно несутся безумные комментарии о якобы причинах и якобы содержании визита. Работают и отечественные «патриотические», и российские сетки.
Что на самом деле.
Ещё в апреле, когда удалось раскупорить поток западного оружия, министр обороны Украины и письменно, и публично (на Рамштайне и других площадках) обращался к партнёрам с предложением установить ЛЮБУЮ систему мониторинга над использованием помощи, которая будет им комфортна.
По вполне понятным причинам – чтобы исключить возможность заблокировать поставки из-за спекуляций.
Это предложение регулярно повторялось. Считайте на границе, считайте у нас на складах, считайте на фронте – где хотите считайте. Абсолютная прозрачность. По состоянию на сейчас прозрачность такая, что инспекторам остаётся только лично заряжать орудия и ставить галочки в книжечке после выстрела.
Партнёров, в первую очередь – американцев, степень контроля и прозрачности, который обеспечивала украинская сторона, всегда устраивали. Некоторые страны воспользовались возможностью посмотреть на их оружие в зоне боевых действий, в конечной точке (страшно довольны). Кто-то из-за протоколов безопасности мониторит на промежуточных стадиях.
Результат: за 11 месяцев большой войны нет НИ ОДНОГО серьёзного факта, когда ОВТ оказывались где-то не там (есть факты захвата врагом пехотного вооружения, но это вообще ни о чём, ниже самых микроскопических рисков). Масштабы боёв – как во Вторую мировую, а контроль над оружием со стороны Украины - жесточайший. Сейчас уровень рабочих контактов в США вообще запредельный, особенно – после появления в Киеве вместе с послом атташе по вопросам обороны.
Именно поэтому все политические предъявы (вспомните июль-август, когда даже в Украине некоторые гении вещали о «недоверии со стороны партнёров») ничем не заканчивались.
Однако по закону жанра требования «ужесточить контроль» всегда будут. Это вопрос политической повестки не у нас.
Поэтому Минобороны Украины регулярно спрашивает партнёров: что нам сделать, чтобы вам было комфортно работать?
Летом (в июне) Минобороны начало готовиться к внедрению программы Logfas, которая была в Украине на уровне демоверсии. Основная мотивация – синхронизировать логистику в формате, который применяют в НАТО. Это прыжок вперёд в плане интеграции де-факто.
Но эта же система позволила решить и задачу прогресса в мониторинге. Пентагон обеспечил полные лицензии, и понеслось. Она была внедрена в кратчайшие сроки. Партнёры реально под впечатлением.
Но поскольку принимаются новые решения о выделении помощи, нужны какие-то новые ходы, чтоб политически показывать прогресс. Вот мы подпрыгнули на левой ноге, а вот подпрыгнули на правой. А вот подпрыгнули на три сантиметра выше и сделали полоборота.
Я уже пару раз писал, что Минобороны пойдёт на любые меры, чтобы поток оружия нарастал. И это покреплено фактами, которые полностью убеждают партнёров. Госдеп, Пентагон, масса сенаторов и конгрессменов (от обеих партий) публично говорили, что всё устраивает, тревожных фактов нет. «Но контроль нужен, мы делаем то-то и то-то…».
Поэтому были, есть и будут технические, политические, кадровые шаги.
Очень многое на пользу безотносительно помощи. Ибо позволяет вычищать годами копившийся шлак.
Сейчас Минобороны закругляет процесс (готовился несколько месяцев, начался осенью) реорганизации нескольких особо токсичных подразделений. Сопротивление дикое. Просто дичайшее. Я через какое-то время покажу хронологию последних событий, всё очень наглядно.
Сегодня опять был слив рабочих документов, а также очередные инсинуации через альтернативно одарённых правдоборцев. Те, кто будет выставлен на мороз, сражаются насмерть, ибо им есть, что терять. И пользуют всех. Это рабочий момент, его надо пройти.
В данный момент готовится очень важный визит и серия развивающих тему акций, которые должны обеспечить очередной прорыв. Есть очень чёткий приоритет на ближайший месяц, под который подвязаны все шаги. Всё остальное – кадровые решения, прыжки на одной ноге и т.д. – будет оцениваться через призму «приближает к результату или нет».