В 1980-е гг. он был не только одним из самых популярных киноактеров, известность которому принес фильм «Пираты ХХ века», но и кумиром миллионов мальчишек – Талгат Нигматулин в этом первом советском боевике продемонстрировал элементы техники каратэ, которым владел в совершенстве. Из-за этого он получил прозвище «советского Брюса Ли». Он казался бесстрашным и непобедимым, но погиб в драке с сектантами, которым сознательно отказался сопротивляться…
Талгат был любителем мистификаций и не раз рассказывал знакомым, что принадлежит к древнему ханскому роду, хотя на самом деле родился в простой узбекско-татарской семье в киргизском городке Кызыл-Кия. Его отец был шахтером. Он погиб, когда сыну не было и двух лет. Мать работала в школе и не могла прокормить двух детей, поэтому была вынуждена отдать Талгата на время в детдом.
В детстве он был болезненным, слабым, замкнутым и нелюдимым, но это стало для него поводом усиленно работать над собой. Талгат начал заниматься спортом и много читал. Чтобы в совершенстве овладеть русским языком, он дважды от руки переписал «Войну и мир» Льва Толстого. Впоследствии он всерьез занялся литературным творчеством – писал стихи и рассказы, которые были опубликованы. Немногие зрители знали о том, что Нигматулин был автором текста известной песни «Русские березы».
Когда произведения Нигматулина попали в руки кинодраматурга Агишева, тот посоветовал ему поступать на Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР. Талгат последовал его совету и отправился покорять Москву. С первого раза поступить во ВГИК не получилось, и Нигматулин стал студентом училища циркового и эстрадного искусства. Там он продолжил занятия спортом, увлекся борьбой и вскоре уже был чемпионом Узбекистана. Восточными единоборствами Талгат занимался всю жизнь, что ему очень пригодилось и в актерской профессии.
На его колоритную внешность вскоре обратили внимание сотрудники «Мосфильма», и Нигматулину предложили сыграть роль белого офицера в фильме «Баллада о комиссаре». Его кинодебют во многом предопределил дальнейший творческий путь. Режиссер Алишер Хамдамов говорил: «Эта первая роль сыграла с ним злую шутку. Образ юного мерзавца в черных лакированных перчатках настолько удался Талгату, что в последствии за ним закрепилось амплуа актера, играющего негодяев. А он всю жизнь мечтал о другом...».
В 1968 г. Нигматулина приняли во ВГИК, где его однокурсниками стали Николай Еременко, Наталья Аринбасарова, Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук и Наталья Гвоздикова. Вскоре он полностью избавился от акцента и превратился из угловатого провинциала в настоящего восточного красавца. После окончания учебы Нигматулин приехал в Ташкент и начал работать на студии «Узбекфильм».
Всесоюзная популярность пришла к нему после съемок в фильме «Пираты ХХ века». Это был первый советский боевик, снятый Борисом Дуровым по сценарию Станислава Говорухина. Поначалу Нигматулин был задействован в массовке вместе с другими спортсменами, но на него обратил внимание режиссер и отдал ему роль главного злодея – пирата Салеха. Талгат рассказал об этом своему однокурснику Николаю Еременко и посоветовал прийти на пробы. И ему досталась вторая главная роль – механика Сергея Сергеевича. У Еременко тоже была хорошая спортивная подготовка, и оба актера отказались от помощи дублеров и все трюки выполняли самостоятельно.
Николай Еременко рассказывал: «Травмы, полученные на тех съемках, сказываются до сих пор. Напоминают о себе выбитые кости: локти, таз. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные и работали без всяких дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным. Снимали с трех точек и не одновременно, а по очереди, поэтому съемка затянулась на целый день. А дрались мы на бетонном полу. Скажу, что удовольствие ниже среднего, когда тебя в течение двенадцати часов со всей силы швыряют на бетон».
Успех «Пиратов ХХ века» был оглушительным – в 1980 г. фильм посмотрели около 90 млн зрителей, что стало абсолютным рекордом проката. Мальчишки ходили в кино по несколько раз, актеры Еременко и Нигматулин стали их кумирами, секции каратэ стали повсеместно появляться при школах и институтах. Когда Талгат приехал в Ташкент навестить родственников и решил пригласить их в кино на этот фильм, билеты пришлось покупать у спекулянтов втридорога – в кассе все было распродано на неделю вперед. После этого Нигматулин снялся еще в нескольких фильмах. Заметной была его работа в фильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», где он сыграл индейца Джо. Всего в его фильмографии – около 40 ролей.
В начале 1980-х гг. большой популярностью пользовалась секта «Четвертый путь» под руководством Абая Борубаева и Мурзы Кымбатбаева. К ним в Киргизию съезжались люди со всего СССР, о них писали в газетах. Актер всю жизнь был занят духовными поисками, интересовался эзотерикой и восточной философией и попал под влияние сектантов, которых считал своими духовными наставниками. В 1985 г. у них произошел раскол: несколько учеников из Вильнюса решили организовать собственную секту и перестали платить «взносы». Абай взял с собой несколько приспешников и отправился разбираться с непокорными. С ними поехал и Талгат. Однако когда ему приказали наказать «раскольников» и забрать у них деньги, он отказался в этом участвовать. Тогда Абай велел избить самого Нигматулина. Пятеро сектантов наносили ему удар за ударом в течение восьми часов, на теле актера позже зафиксировали 119 травм. При этом он даже не пытался сопротивляться, хотя при своей подготовке мог бы справиться со всеми противниками.
Причины того, почему 35-летний Талгат Нигматулин добровольно обрек себя на гибель, до сих пор остаются загадкой. Многие уверены в том, что он отказался отвечать насилием на насилие, другие считают: он надеялся на то, что «Учитель» остановит палачей, убедившись в его покорности. Только утром они поняли, что перестарались, и вызвали скорую. Талгат умер по пути в больницу. Друг актера, художник Вячеслав Ахунов, говорил: «Я не согласен с теми, кто утверждал, будто бы Талгат сам шел навстречу гибели или желал страданий. Нет, он лишь стремился к совершенству. Особенно больно, что незадолго до смерти он почти совсем отошел от мистики, ушел из секты, искал смысл только в творчестве и любви. Нечаянный возврат к прошлому погубил его жизнь. Но не омрачил ни славу, ни память о нем. Он был как сверкающий метеор, сгоревший в огне страстей и душевных метаний, совсем немного не долетев до рассвета, до горизонта».