Украина получит танки M-1A1, а вместе с ними систему FTL

Украина получит танки M-1A1, а вместе с ними систему FTL

Чтобы ускорить поставку танков в Украину, США решили отправить подержанные M-1A1 вместо более новых M-1A2, на производство которых уйдет больше времени.

Предположительно, M-1A1 - это бывшие танки Корпуса морской пехоты США, которые сняли с вооружения в 2019 году. Несмотря на отсутствие сложных командирских прицелов, которые считаются главной особенностью M-1A2, M-1A1 версии FEP (Firepower Enhancement Package) Корпуса морской пехоты был первым американским танком с оборудованием, которое украинская армия может счесть действительно полезным: прибором обнаружения целей на дальнем расстоянии (FTL).

Нажатием одной кнопки система FTL танка M-1A1 FEP вычисляет GPS-координаты цели, находящейся на расстоянии до 8,000 метров. Экипаж танка, состоящий из 4 человек, может передать эти координаты по голосовой радиосвязи или по цифровой сети артиллерийской батарее, которая затем может выпустить по цели управляемые или неуправляемые снаряды. И все это в течение нескольких минут.

Таким образом, танк выполняет функции корректировщика огня, который замечает цели, находящиеся слишком далеко, чтобы сам танк мог их поразить, но достаточно близко для проведения артиллерийского обстрела.

Прибор обнаружения целей на дальнем расстоянии сочетает в себе компас, гироскоп и процессор, который получает данные от GPS и лазерного дальномера платформы.

Все это работает следующим образом: наводчик видит цель через оптику дальнего действия, стреляет в нее лазером, чтобы определить дальность, а затем активирует FTL. FTL знает, где находится танк, благодаря GPS-навигатору машины. Получив данные о дальности от лазера и ориентации от компаса, он рассчитывает GPS-координаты цели.

В настоящее время множество американских военных систем оснащены FTL. Даже командные блоки переносных противотанковых ракет Javelin. Но в 2004 году, когда морская пехота начала модернизировать 450 своих M-1A1 до стандарта FEP, локаторы еще не были стандартным оборудованием американских танков.

Морские пехотинцы сначала модифицировали несколько танков, принадлежавших подразделениям, воевавшим в Ираке, и попросили экипажи предоставить отзывы. Экипажи действительно оценили свои системы FTL.

«Возможность определения местоположения и возможность определения дальности до цели и получения 10-значной сетки были признаны очень полезными, - написал капитан Корпуса морской пехоты США Си-Эс Рус в документе 2005 года. - Это оказалось ценным в ходе выполнения огневых задач и для ситуационной осведомленности».

У ранних версий сверхсветовых навигационных систем, которые морские пехотинцы устанавливали на свои M-1A1 FEP, был один недостаток - посредственная точность системы.

«FTL морской пехоты обеспечит экипажам танков точное определение местоположения цели на расстоянии до 8,000 [метров] с вероятностью радиуса погрешности менее 35 метров, - пояснил Рус. - Это означает, что точное определение местоположения цели с точностью до 35 метров будет обеспечено для оценки обстановки и/или последующего ее поражения артиллерией или авиацией».

35 метров - это довольно неточно по сегодняшним меркам. Новейшая сверхточная система FTL, разработанная американскими военными, в 2 или 3 раза точнее.

Тем не менее, хоть какая-то FTL лучше, чем вообще никакой FTL. Сейчас украинские танкисты на одном из имеющихся в Украине Т-64 времен холодной войны вполне могут сообщить по радио местоположение цели находящейся неподалеку артиллерийской батарее.

Но экипажу, возможно, придется вычислять координаты цели с помощью карты и транспортира. И даже тогда пришлось бы гадать о ее реальном местонахождении.

Даже более старая и не очень точная FTL была бы намного быстрее и точнее. Благодаря автоматическим локаторам, М-1А1 украинской армии не только улучшат возможности бронетанковых сил. Они улучшат и возможности артиллерии.