Украинцы отказываются от сладостей

Украинцы отказываются от сладостей

Гендиректор корпорации Roshen Вячеслав Москалевский рассказал, что спрос украинцев на сладости ограничен суммами от 30 до 60 грн. за коробку конфет.

«У нас появилась запретная цена — от 70 грн. за коробку шоколадных конфет в рознице. Все, что дороже — продается плохо, — заявил он. — Сейчас даже цены на какао не так важны, потому что спрос упал в принципе. С середины 2013 года продажи шоколадных конфет обвалились на 40% в количественном выражении».

Как отмечают в брендинговом агентстве KOLORO, в 2015 г. компании компенсировали падение продаж, повышая цены (они выросли на треть).

«Если до кризиса 2014-го премиум-сегмент давал 21-25% прибыли, и компании даже отказывались от выпуска более дешевых изделий в пользу дорогих, то сейчас ситуация поменялась. Низкая стоимость желе, зефира, вафельных конфет, мармелада, цукатов и ирисок сыграла в плюс», — отмечают в агентстве. Ведь потребители все чаще останавливают свой выбор на недорогих сладостях.

«Весовые шоколадные конфеты занимают третье место по продажам среди всехкондитерских изделий. Отказываться от сладкого люди не склонны, но товары премиум сегмента покупаются реже. Переключаются на желейные, мармеладные, помадковые, карамельные сладости, выбирают большие экономичные упаковки», — сообщила ведущий аналитик компании Pro-Consulting Валерия Федорчук.

Сладкий передел

Потеря аппетита у покупателей тут же отразилась на рыночных показателях.

«По итогам 2015 года емкость рынка сахаристых кондитерских изделий сократилась на 7,7% до 119,8 тыс. тонн», — говорит Валерия Федорчук.

Производства шоколада в Украине также пошло на спад. По данным Госстата, выпуск готовых пищевых продуктов, содержащих какао (кроме какао-порошка подслащенного), в упаковках массой менее 2 кг, в апреле 2016 г. составил 12,2 тыс. тонн, что на 15,2% меньше чем за аналогичный период 2015 г.

При этом, даже по сравнению с мартом 2016 г., производство шоколада сократилось на 5,7%.

По словам эксперта, основные причины спада очевидны. Это девальвация гривны, снижение покупательной способности, а также закрытие российского рынка. К этому можно добавить блокировку Россией украинского транзита кондитерских изделий в страны Средней Азии, Закавказья и Китай.

Вячеслав Москалевский говорит, что свою роль сыграли и политические события последних двух лет.

Два крупных производителя — компании «КОНТИ» (ТМ Amour, Bonjour, «СуперКонтик», «Белиссимо», BisKonti, «Джек».) и «АВК» (ТМ «Шедевр», «Труфалье» и др.) — потеряли контроль над частью своих активов в зоне проведения АТО.

В частности, «КОНТИ» (Константиновка Донецкой обл.) в 2015 г. сократило чистую прибыль в 11 раз по сравнению с 2014 г. — до 64,5 млн грн. «АВК» (Донецк) получил в прошлом году чистый убыток в размере 1,37 млрд грн., что на 22% больше, чем в 2014 г. Чистый доход от реализации в прошлом году сократился в 14 раз — до 197,6 млн грн. «Плюс разборки акционеров на фабрике «Житомирские ласощи» привели к длительному простою мощностей, что дополнительно снизило конкуренцию на рынке», — рассказал Вячеслав Москалевский.

В начале июня президент Украины Петр Порошенко пообещал разобраться в ситуации вокруг конфликта за право собственности на Житомирскую кондитерскую фабрику, отметив, что проблемная правовая позиция существует с обеих сторон.

Место этих производителей на магазинных полках занял товар более удачливых конкурентов. Так, компания Nestle в Украине, для которой кондитерка не является основной специализацией, увеличила в 2015 г. продажу шоколадных изделий на 16,4% до 615,3 млн грн., мучных изделий — на 54% до 337,5 млн грн.

Львовская кондфабрика «Свиточ», которая входит в группу компаний Nestlе в Украине (ТМ «Aero», «Nuts», «KitKat», Lion, Nesquik Fest, «Сенсації») получила в прошлом году  чистую прибыль в размере 271 млн грн. против 22 тыс. грн. в 2014 году, а ее чистый доход возрос на 71% — до 2,3 млрд грн.

Как ранее заявлял директор компании Nestle в Украине и Молдове Ансгар Борнеманн, в 2015 г. компания даже решила расширить производство на «Свиточе». Впрочем, рост отмечен по недорогим категориям продукции, скажем, вафлям. А вот продажи плиточного шоколада и батончиков падают.

Любопытно, что другой международный производитель — «Монделис Украина» (ранее — «Крафт Фудз Украина», ТМ «Корона», Milka, «Ведмедик «Барни» и др.) в схожей ситуации в 2015 г. сократил чистую прибыль до 212,6 млн грн, что на 23% меньше, чем годов ранее.

Зато харьковская корпорация «Бисквит-Шоколад» увеличила производство в 2015 г. на 7%, отправляя на экспорт около 30% всей производимой продукции (карамель, конфеты (глазированные и неглазированые), шоколад, зефир, ирис, мармелад). Согласно данным компании, ее продажи в Украине выросли на 18%.

Также ПАО «Полтавкондитер» (ТМ «Доминик») за прошлый год увеличило свою чистую прибыль в 1,6 раза — до 45 млн грн.

«Практически из ниоткуда появились достаточно грамотные игроки. Например, фирма «Грона» — достаточно мощная и с хорошим бисквитным производством в Киевской области (производит печенье, слойки, крекеры, кексы, рулеты, карамель)», — добавляет Вячеслав Москалевский.

Тем не менее, по данным брендингового агентства KOLORO, основными игроками на рынке остаются «Roshen», «АВК», «Конти», «Світоч» (Nestle), «Монделис Украина», «Бисквит-Шоколад», «Житомирські ласощі», «Полтавакондитер». На них в 2014 г. приходилось две трети всего рынка и три четверти экспорта.

Некоторые более мелкие региональные компании, чтобы выжить, сделали ставку на низкие цены, что не могло не сказаться на качестве. «Конкуренция в кондитерской промышленности перешла в сегмент «мусора». Если мы попадем в «мусор», то обратного хода уже не будет», — отмечает Вячеслав Москалевский.

Что едят в Европе

Компенсировать падение продаж в Украине кондитеры пытаются за счет выхода на зарубежные рынки.

В мае Минагропрод утвердил требования к продуктам из какао и шоколада, что позволило унифицировать наши стандарты с международными и подогнать их под законодательство ЕС. А это — прямой путь на европейский рынок.

По словам главы ассоциации «Укркондпром» Александра Балдынюка, ужесточение требований к сырью позволит усилить позиции добросовестных производителей. В ассоциации уверены, что украинский кондитерский рынок почти ничем не отличается от европейского, поскольку предлагает широкий ассортимент продукции своим потребителям. А среди главных сдерживающих факторов для его развития называют демографию (сокращение населения), цены на сырье и энергоресурсы.

Однако пока доля экспорта остается незначительной. Причины самые разные — от высокой конкуренции до особенностей потребления сладостей в других странах

«Рынок кондитерки очень специфический. Например, В Иране практически не едят шоколадных конфет. В Юго-Восточной Азии шоколадом называют глазурь, которая не плавится при температуре 36 градусов», — поясняет Москалевский. А для жителей СНГ вафли в шоколаде — это конфеты.

«В Польше предпочитают сладости в виде батончиков. При этом их берут не в ларьках, а в супермаркетах и упаковками. В Испании покупают конфеты в коробках, а в Венгрия — в мешочках и без обертки. Но все это вафли в шоколаде», — поясняет гендиректор Roshen.

Но все без исключения европейцы избалованы широким ассортиментом.

По словам Владимира Ярандина, у поляков, которые считаются своего рода законодателями в европейской кондитерской моде, только «Птичьего молока» около 6-8 сортов (например, в белом шоколаде, с карамельными и фруктовыми оттенками вкуса).

Источник