"Улица Виктора Файнберга" - Виталий Портников

"Улица Виктора Файнберга" - Виталий Портников

О жизни харьковчанина Виктора Файнберга, предпоследнего из оставшихся в живых участников демонстрации на Красной площади 25 августа 1968 года в знак протеста против советской оккупации Чехословакии, можно было бы написать роман или снять детективный фильм. Человек, который десятилетиями – практически с самого детства - готовый жертвовать своей свободой и здоровьем ради чести и принципов, Файнберг не изменял себе буквально до последнего дня.

Этого человека гноили в «психушках» Советского Союза и не впускали в путинскую Россию. Он провел несколько голодовок, которые в результате стали ударом по советской карательной психиатрии.

Уже на свободе он оставался настоящим рыцарем. В 2014 году Файнберг и другой участник демонстрации на Красной площади Павел Литвинов отказались присутствовать на церемонии посмертного награждения поэта и правозащитницы Натальи Горбаневской в Праге. Горбаневскую, еще одну участницу демонстрации в Праге, орденом Масарика наградил президент Чехии Милош Земан. Но Файнберг и Литвинов были не согласны с высказываниями Земана о Крыме. Тогда президент Чехии (сейчас он жесткий оппонент путинского режима), что «Крым, что бы мы ни декларировали, в обозримом будущем Украине возвращен не будет. И западные державы, точнее Европейский Союз, должны с этим смириться». Литвинов и Файнберг заявили, что «свобода неделима, она одна и та же для украинцев, чехов и крымских татар. Если ее предают в одном месте, ее предают везде».

Это и был, собственно, жизненный принцип Виктора Файнберга. Я бы сказал, его идеал. В Советском Союзе с таким идеалом жить было не просто трудно – невозможно. Тем не менее он прожил очень красивую жизнь, жизнь-поступок. В годы, когда его соотечественники предпочитали приспосабливаться, он предпочитал давать сдачи. Это неприятие несправедливости не понимали даже его собственные родители – собственно, именно они первыми отдали сына в психушку, а уже потом – советское «правосудие». Это неприятие несправедливости приводило к непониманию с близкими людьми, годам испытаний, десятилетиям жизни на чужбине. Но именно благодаря таким людям мы понимаем, что это такое – быть свободными.

Я хотел было привычно написать, что когда-нибудь, когда Россия будет свободной, именем Виктора Файнберга будут называть улицы. Но, с другой стороны, почему нужно до бесконечности ожидать, пока изменится Россия? Виктор Файнберг родился в Украине и защищал Украину от российской агрессии до своих последних дней.

Так что улица Виктора Файнберга, уверен, должна быть не в Москве, а, как минимум, в Харькове.