Упраздненные: какая судьба ждет русскую архиепископию в Париже

Упраздненные: какая судьба ждет русскую архиепископию в Париже

На фоне предоставления независимости украинской православной церкви Вселенский патриархат упразднил свой русский экзархат в Западной Европе. Основная часть приходов русской архиепископии находится во Франции. Они перешли под юрисдикцию Константинополя еще в начале 30-х. РПЦ уже предложила взять под свое крыло расформированную Константинополем епархию и объявила о восстановлении западноевропейского экзархата со столицей в Париже. Судьба архиепископии должна решиться на внеочередной генеральной ассамблее 23 февраля. Что теперь ждет русские приходы во Франции?

Архиепископия* русских церквей — одна из старейших православных общин в Западной Европе, не имеющая отношения к Русской православной церкви. Она ведет свою родословную от приходов, созданных русскими эмигрантами после революции 1917 года.

Центром епархии** в начале 1920-х стал собор Александра Невского в Париже. Это бывшая посольская церковь на улице Дарю, освященная в 1861 году. Здесь в свое время отпевали Шаляпина, Кандинского и Бунина, здесь венчались Пабло Пикассо и Ольга Хохлова. Широко известен и созданный в 1925 году Свято-Сергиевский православный богословский институт, где преподавали известные мыслители и богословы (среди прочих Георгий Флоровский и Сергей Булгаков).

Парижская архиепископия изначально решила следовать решениям Поместного московского собора 1917–1918 годов, который не только восстановил патриаршество, но и многое сделал для децентрализации церкви (впрочем, многие из этих мер так и не были реализованы Русской православной церковью). Юридически русские приходы в Западной Европе закрепили за собой статус «ассоциации французского права».

Собор Александра Невского на улице Дарю в Париже

Отношения с Москвой с самого начала складывались тяжело. В 1930 году советский митрополит Сергий (Страгородский) после очередного конфликта отстранил главу парижской епархии Евлогия (Георгиевского), с чем не согласилось большинство западноевропейских приходов. Они обратились в Константинополь с просьбой о защите. Вселенский патриархат в 1931 году принял их в качестве своего экзархата*** — на временной основе. Очень немногие после этого остались верны Московской патриархии.

С тех пор статус парижской епархии несколько раз менялся. В 1999 году Константинопольский патриарх Варфоломей, наконец, даровал русским церквям в Западной Европе томос, восстановивший статус экзархата, — уже не временного. Но совсем недавно все снова изменилось.

Зачем Константинополь упразднил свой русский экзархат?

27 ноября прошлого года патриарх Варфоломей отозвал дарованный 20 лет назад томос и распустил русский экзархат. Примечательно, что официального заявления Константинополь так и не выпустил. Коммюнике опубликовано только на сайте русской архиепископии и только на французском языке.

Еще одно необычное обстоятельство: Константинополь даже не обсудил свое решение с главой русской архиепископии — Иоанном Хариопольским (Реннето), который узнал об упразднении экзархата из разговора с патриархом Варфоломеем чуть ли не в день синодального решения. И в этот же самый день (27 ноября) Вселенский патриархат определил дату объединительного собора в Украине.

В Константинополе это решение называют давно подготовленным и чисто техническим — чтобы устранить дублирование юрисдикций внутри патриархата. Ведь параллельно с русским экзархатом в Европе существуют местные митрополии Вселенского патриархата: Галльская, Германская, Скандинавская и так далее. Поэтому Константинополь не просто упразднил русский экзархат, но предписал русским приходам влиться в свои грекоязычные митрополии в Западной Европе.

Диакон русской архиепископии в Западной Европе, преподаватель византийской истории Хайфского университета Александр Занемонец полагает, что это решение связано с Украиной. Дело в том, что устав новой украинской церкви предполагает, что у нее не может быть собственной диаспоры: украинские приходы на Западе должны быть под прямым управлением митрополий Вселенского патриархата. Ровно то же самое Константинополь предписал своему уже бывшему русскому экзархату.

«Это было бы логично, иначе украинцы могли бы обижаться и говорить: „Вот у русских есть, а у нас нет“. А теперь и у русских нет. Не похоже, чтобы здесь была какая-то договоренность (Константинополя с Москвой). Все-таки масштаб несопоставим. Потому что западноевропейский экзархат небольшой, хоть и с центром в Париже, что приятно. А эта часть украинской церкви — большая», — говорит диакон Александр Занемонец.

Решение Вселенского патриархата не стало и полной неожиданностью. «По-моему, Константинополь давно готовил изменения в своем отношении к экзархату, — рассказывает староста православной ассоциации ACOR в Ницце (в составе архиепископии) Алексей Оболенский. — Уже несколько раз избирались заместители нашему архиепископу. Доводилось до избрания новых епископов, которых каждый раз не подтверждал Константинополь. Хотя в принципе были одобрены их кандидатуры. Все вело к тому, что можно было ожидать этого окончательного решения».

Последуют ли русские церкви во Франции предписанию Константинополя?

Русская архиепископия в Западной Европе объединяет более 60 приходов в разных странах — Бельгии, Голландии, Германии, Италии и так далее. Большинство приходов (около 40) находятся во Франции (включая собор Александра Невского в Париже и церковь на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа). Службы идут как на церковнославянском, так и на местных языках.

Церковь на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, где похоронены известные русские военные, представители духовенства, писатели, художники

В парижской епархии не скрывают своего беспокойства в связи с решением Константинополя, называют его неожиданным, но с ответом пока не торопятся. Пока неясно — захочет ли парижская архиепископия последовать предписанию Константинополя, то есть самоликвидироваться и влиться в местные грекоязычные митрополии. «Всякое церковное решение, чтобы быть действенным, должно быть официально принято той общностью, к которой оно отнесено. В особенности если оно не было запрошено теми, кто должен его выполнять», — подчеркивает епархия.

Знакомые с настроениями местного духовенства, утверждают, что самоликвидироваться и оставаться под юрисдикцией Константинополя во что бы то ни стало архиепископия не желает. «Мы всегда настаивали на том, что мы — сторонники образования поместной церкви**** во Франции, где бы разные национальности были вместе. Но одно дело — влиться в какую-то межнациональную митрополию, а другое — в чисто греческую. Тут явно не проработано и не продумано», — говорит церковный публицист русской архиепископии во Франции Даниил Струве.

В истории епархии был период, когда она формально оставалась независимой от любого патриархата. Это случилось после того, как Константинополь в 1965 году под давлением Москвы упразднил русский экзархат. Но с тех пор позиции Парижа в православном мире ослабли — прежних возможностей уже нет, объясняет Даниил Струве.

«Париж был центром православия весь XX век — в богословском, в духовном смысле, в смысле даже какого-то авторитета, — рассказывает он. — Тогда (в 1965 году) у нас в епархии оставались еще многие старые эмигранты, представители второго поколения. Кроме того, шла „холодная война“, и у Москвы были очень ограниченные возможности в церковном смысле. Тогда профессора (Свято-Сергиевского) богословского института очень активно себя вели и очень быстро выработали проект независимой церкви, который просуществовал несколько лет. У нас еще были договоренности с Константинополем: Константинополь от нас отказался, но обещал, что, когда сможет, возьмет назад — как бы негласно поддержал. Всего этого уже нет».

Господин Струве отмечает, что удельный вес русской епархии изменился и в соотношении с другими православными течениями во Франции: «Была большая миграция из Украины, из Грузии, из Румынии, из Молдавии. Сегодня во Франции самая многочисленная диаспора — это скорее румыны. Теперь у них столько же приходов, сколько и у нас».

Какой путь выберет парижская епархия?

Предполагается, что судьба епархии определится на внеочередной генеральной ассамблее 23 февраля 2019 года, в которой будет участвовать все духовенство и делегаты от мирян. Те клирики и общины, которые не согласятся с выбранным путем, смогут перейти в другие епископские юрисдикции, попросив отпускную грамоту.

15 декабря, в преддверие генеральной ассамблеи, в Париже уже прошло закрытое пастырское совещание по этому вопросу, на котором присутствовал и диакон Александр Занемонец. По его словам, архиепископ Иоанн на этом собрании огласил три предложения о покровительстве, которые парижская епархия получила от «больших церквей» — от Русской зарубежной церкви (РПЦЗ, воссоединившейся с Московским патриархатом в 2007 году), а также от Румынской церкви и от Московского патриархата, которые предложили архиепископии автономию в своем составе.

Александр Занемонец говорит, что, вероятно, из этих трех вариантов и будут выбирать 23 февраля — если до этого ничего не случится. На голосование должны вынести не просто список предложений, но и детали, в том числе и юридические договоренности о церковном имуществе. Впрочем, при таком раскладе не существует варианта, который бы удовлетворил всех. Вероятно, некоторые приходы так или иначе покинут архиепископию.

Присутствовавшие на закрытом совещании 15 декабря, рассказывают, что несколько священников открыто высказались за автономию в составе Московского патриархата. Но возможно ли в составе РПЦ (даже на правах автономии) сохранить свою независимость? Это невозможно, считает Даниил Струве. «Сразу было предложение из Москвы — мы вас возьмем в том виде, в котором вы существуете — как независимую архиепископию. Но конкретно это не видится возможным. Если почитать устав Русской православной церкви, видно, что там нет места для структуры, хоть сколько-нибудь независимой от общей политики —не только церкви — но и общей политики Российской Федерации», — отмечает господин Струве.

Диакон Александр Занемонец приводит в свою очередь два примера. Первый — Сурожская епархия в Великобритании, «которая была превращена в самую обычную русскую епархию даже без намеков на какую-то свободу». Другой пример — Русская зарубежная церковь (РПЦЗ), которая присоединилась к Московскому патриархату в 2007 году. «Насколько можно судить, никакого давления со стороны Москвы она не испытывает, сохраняет полную независимость и самоуправление», — говорит диакон.

РПЦ со столицей в Париже?

В Москве уже заявляют, что готовы взять под свою юрисдикцию расформированный Константинополем экзархат русских церквей. По информации главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Илариона, «очень многие приходы этой структуры желают вернуться в Московский патриархат». (Речь идет о том, что русские приходы в Западной Европы перешли от Москвы под юрисдикцию Константинополя только в 1931 году).

«Но они должны сами решать свою судьбу, это их должно быть решение, останутся ли они в Константинопольском патриархате на правах обычных приходов, окормляемых греческими священниками с богослужением на греческом языке, или же они все-таки каким-то образом попытаются сохранить ту структуру, которая существовала, которая существует, в которой сложились свои традиции», — заявил митрополит Иларион.

Во Франции у Русской православной церкви имеется ряд приходов и общин, которые входят в Корсунскую епархию. 19 октября 2016 года на набережной Бранли в Париже состоялось открытие кафедрального собора Святой Троицы и духовно-культурного центра РПЦ. Стоит напомнить, что российские власти через суд уже добились перехода от местной ассоциации (ACOR) к РПЦ Свято-Николаевского собора в Ницце, а сейчас пытаются установить контроль над местным православным кладбищем Кокад.

Русское кладбище Кокад в Ницце

Староста ассоциации ACOR Алексей Оболенский говорит, что для местной православной общины переход к РПЦ невозможен. «Я могу отвечать только за свою церковь. Мы ни в коем случае не можем перейти к Москве. Москва у нас отобрала (Свято-Николаевский) собор. Теперь пытается отобрать храм (святых Николая и Александры), кладбище. Мы с ними судимся. Переходить к ним просто не можем. Если, не дай бог, архиепископия перейдет „оптом“ к Москве, то многие не пойдут за ней, в том числе и мы. Нам придется искать другой путь. Но уже не как целая архиепископия, а как группа приходов», — отмечает господин Оболенский.

Пока решается судьба русской архиепископии, РПЦ 28 декабря на заседании священного Синода решилавновь образовать патриарший экзархат своих приходов в Западной Европе с центром в Париже, ликвидированный в 1990 году. В сферу пастырской ответственности включили Францию, Бельгию, Великобританию, Испанию, Италию, Нидерланды, Францию и другие страны.

В нынешних условиях создание РПЦ экзархата в Западной Европе многие восприняли как недружественное действие со стороны Москвы, говорит Александр Занемонец. «У этой структуры (экзархата РПЦ) даже то же название, которое было у русского экзархата в Константинопольском патриархате. Более того, даже имя архиерея то же самое, что и у нашего владыки Иоанна. Это, конечно, не специально, и этот владыка Иоанн (Рощин) тоже очень хороший. Но все равно это как-то странно. Впечатление, что никакой реальной автономии не предложат, а вот уже есть структура с таким же названием, куда предложат влиться», — отмечает диакон.

В 2003 году патриарх Алексий II предлагал западноевропейским епархиям и приходам объединиться в одну митрополию. Однако в ответ Совет архиепископии выразил готовность к диалогу, но назвал «неприемлемыми» предложения, выдвигаемые Москвой, и подчеркнул, что «отцы и учители в вере» экзархата отвергали всякую возможность возврата в Московский патриархат.

========================

*архиепископия — форма организации церковной епархии под управлением архиепископа;

**епархия — церковный округ под управлением архиерея — священнослужителя высшей степени церковной иерархии;

***экзархат — крупная и обособленная церковная область за пределами страны, в которой находится поместная церковь; во главе экзархата стоит экзарх (в православии это преимущественно архиерейский титул);

****поместная церковь — церковь с наибольшей или значительной степенью самоуправления (автокефальная или автономная).