Работа на Донецком металлургическом заводе остановлена, Алчевский металлургический завод, один из самых модернизированных в Европе, стоит уже больше недели. После обстрелов прекратил выдачу кокса Авдеевский коксохимический завод. На грани прекращения работ и другие крупные промышленные предприятия в ЛДНР. Причина — остановка с 30 мая перевозки грузов между Украиной и неконтролируемыми ВСУ территориями.
Нынешний кризис — продолжение политики экономической неопределенности, которая царит в ЛДНР.Блокада была объявлена после громких митингов железнодорожников в Дебальцево и Ясиноватой, на которых работники жестко потребовали выплаты долгов по заработной плате… от Украины.
Митинги были явно поддержаны властями ДНР, поскольку без такой поддержки никакие массовые выступления на этих территориях просто невозможны. Все было красиво — камеры, журналисты, плакаты, звук, выступающие. А потом с понедельника, 30 мая, движение в сторону Украины вообще прекратилось.
Плакаты «Мы хотим жить в ДНР!» и «Украина, заплати деньги!» вызвали много злых шуток в украинских СМИ. Однако если разобраться в проблеме, то выяснится, что железнодорожники вполне имеют право требовать зарплату именно от Украины.
Между тем ситуация после прекращения перевозок грузов близка к критической. 9 июня остановился Донецкий металлургический завод. Алчевский металлургический комбинат (Луганская область, контролируется ЛНР) стал «на пять дней» 1 июня и стоит до сих пор. На Алчевском металлургическом до его остановки работали 15 тыс. человек, это градообразующее предприятие и самое крупное на территории самопровозглашенной ЛНР. Большинство других промышленных гигантов либо стоит, либо работает в режиме поддержки жизнедеятельности, так как сырья не подвозят.Что касается Украины, то уголь с шахт на территории ДНР, согласно специальному разрешению министерства энергетики и угольной промышленности Украины, получают Славянская ТЭС, Углегорская ТЭС (обе они в Донецкой области), Луганская ТЭС (находится в пригороде Счастье, где располагаются ВСУ, практически на линии противостояния), Приднепровская ТЭС (в Днепропетровской области), Криворожская ТЭС (там же), Трипольская ТЭС (в Киеве), Змиевская ТЭС (в Харьковской области).
В 2015 году линию противостояния пересекло 69 млн тонн грузов, из них 15,6 млн тонн — это уголь, который пошел на Украину.
Такие данные предоставили в Донецкой военно-гражданской администрации. Весь 2015 год железнодорожники Дебальцево и Ясиноватой исправно получали заработную плату в гривнах как работники ГП «Донецкая железная дорога».
По иронии судьбы украинские ТЭС пока имеют запас угля, а вот Старобешевская ТЭС, которая находится на неподконтрольной Украине территории и питает электроэнергией кроме потребителей ДНР еще и украинцев, на грани остановки. Почему нет угля на электростанции ДНР? Потому что блокированы все перевозки, в том числе и внутри ДНР.
Следствием коллапса стала телеграмма ОАО «Российские железные дороги», в которой сообщалось, что «запрещена отправка грузов и порожних вагонов на 94 станции Донецкой железной дороги — в связи с извещением Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця») от 31 мая и обращением Совета по железнодорожному транспорту СНГ от 3 июня». К ней прилагается список из 94 станций, и все они — на территории ЛДНР.
«Не стоит говорить, что Россия вместе с нами «душит» сепаратистов — просто нет движения внутри этих образований, — говорит источник, близкий к «Укрзализныця» (украинская госкомпания, аналог РЖД). — Из-за забастовки железнодорожников коллапс царит и на внутренних линиях перевозок. РЖД просто делает то, что должна делать любая дорога — запрещает отправку вагонов в места, где нет конвекции (железнодорожники так определяют движение вагонов на дороге; поскольку движения вагонов нет, то их обмена и возвращения в срок тоже нет, поэтому РЖД автоматически в ЛДНР не посылает вагоны «до особого распоряжения»)».
Один из владельцев Алчевского металлургического завода народный депутат Украины Сергей Тарута сообщил, что комбинат стоит «из-за отсутствия сырья». «Нет железнодорожных перевозок — нет и работы», — пояснил Тарута. «Забастовка железнодорожников случилась из-за трехмесячной задолженности по заработной плате, — говорит помощник Таруты Федор Ефименко. — Все предприятия на той стороне работают по украинскому законодательству, Алчевский металлургический комбинат зарегистрирован, например, в Старобельске и платит все налоги на Украине, вплоть до транспортного сбора. Коллапс случился из-за двоякой позиции «Укрзализныця». Зимой прошла реструктуризация ГП «Донецкая железная дорога», и она стала филиалом. Людей при этом вовремя в филиал не перевели. Паузой воспользовались на той стороне и стали создавать свою железную дорогу ДНР.Цель понятна — заставить все промышленные предприятия платить деньги за перевозку в нацбанк ДНР, у них там очень не хватает денег.
Но мы платить в ДНР не можем в принципе».
На ГП «Донецкая железная дорога», по разным оценкам, работает 25–27 тыс. железнодорожников. Люди распределены неравномерно — в части, контролируемой ЛНР, работает всего 6 тыс. человек. Источники «Газеты.Ru» в ЛДНР утверждают, что подходы властей Донецка и Луганска очень отличаются. Луганчане, скажем так, более лояльны к тому, чтобы их люди работали и получали заработную плату от Украины. Власти ДНР пока непримиримы, на «их» дорогу переведено уже 8 тыс. человек — получают эти люди пока в основном продуктовые пайки.
Что будет, если остановится вся промышленность Донбасса?
«У нас работает 15 тыс. человек, учитывая семьи, умножьте это число на три, — говорит Ефименко. — На предприятиях «Метинвеста» и ДТЭК работает около 100 тыс. человек, и они тоже кормят свои семьи. И это еще не все работодатели региона». Нужно понимать, что все эти сотни тысяч людей получают зарплаты на территориях самопровозглашенных республик в гривнах. Если Украина сможет договориться, то в гривнах станут получать зарплаты еще 27 тыс. железнодорожников.
Пока же в ЛДНР царит хаос. И не только транспортный. В последние дни — новая вспышка артиллерийских обстрелов Авдеевки, которая парализует работу коксохимического завода, а снаряды, падающие на Докучаевск (территория, контролируемая ДНР), вызывают возгорания на градообразующем Докучаевском флюсо-доломитном комбинате. В общем, идет игра на нервах. В Донецкой военно-гражданской администрации утверждают, что «вопрос о создании Украинской дирекции железнодорожных перевозок на неподконтрольной украинской власти территории вынесен на обсуждение трехсторонней контактной группы в минском формате». На практике это означает, что это может быть уже скоро. Или — никогда.
Источник