В Израиле развенчали миф о "непобедимом оружии Путина"

В Израиле развенчали миф о "непобедимом оружии Путина"

Почему российские ракеты отказываются летать и достигать целей? В чем причины кризиса и как к нему следует относиться?


Даже самое передовое оружие Путина промахивается и разваливается на ходу. Откуда взялся этот "ракетный кризис" и как он отражается на ходе войны? Свои варианты ответа на эти вопросы в воскресенье, 11 декабря, предлагает военный обозреватель израильского издания Calcalist Ницан Садан.  

В статье, озаглавленной "Российские ракеты разваливаются в Украине; почему это плохая новость?, автор пишет, что война обнажила многие "странности" путинской армии. Например, тот факт, что уже несколько месяцев она обстреливает украинские города ракетами класса "земля-воздух" (С-300), предназначенными для подавления целей не на суше, а в небе.

"Вероятно, в России исходят из соображения, что способное подниматься должно и опускаться. И на этом основании ведут огонь по жилым кварталам из батарей ПРО", - отмечается в публикации.

Но почему так происходит? У России заканчиваются крылатые ракеты? Или с теми, что имеются на вооружении, что-то не так? "Ответ "да" по обоим пунктам", - отмечает автор. И добавляет, что это симптом серьезного кризиса. И не только военного, но и политического. Потому что ракетный кризис окончательно разрушает миф о "второй армии мира", а вместе с ним - и образ "грозной России", который долгие годы выстраивал Путин.

Автор, в частности, обращает внимание на точность "высокоточного" оружия армии РФ. Для этого он использует показатель кругового вероятного отклонения (Circular error probable, CEP), который оценивает точность попадания снаряда по заданной цели. Так вот во время Второй мировой войны такое отклонение составляло 300 м, но уже во время первой войны в Персидском заливе (1991 год) не превышало 10 м. "Точное оружие действительно сокращает и упрощает войны", - замечает в этой связи автор.

Россия, напоминается в публикации, много лет разрабатывала высокоточные ракеты, надеясь, что в нужный момент они помогут решить любую задачу еще до того, как "русский сапог" ступит за землю потенциального противника.

Для этого разрабатывались три типа крылатых ракет. Во-первых, ракеты, запускаемые с тяжелых бомбардировщиков, - преимущественно Х-101. Эти снаряды, разработанные с использованием технологий снижения радиолокационной заметности, способны преодолевать до 4000 км и нести 400 кг взрывчатого вещества.


Каждая такая ракета стоит около 13 млн долларов. По данным производителя, ее CEP составляет не более 10 м.

 Второй тип - ракеты, запускаемый с кораблей и субмарин. Флагман тут - "Калибр" (3М54) с дальностью полета до 2000 км и показателем вероятного отклонения 20-50 м (вполне достаточно для уничтожения стационарных крупногабаритных целей вроде электростанций или военных объектов). Стоит каждая такая ракета около 6,5 млн долларов.

Третий тип - ракеты класса "земля-земля", которые очень хорошо известны и в Израиле. Во время войны в Заливе они именовались "Скадами" и применялись иракским режимом для обстрелов израильских городов. Внуки и правнуки "Скадов" более убийственны и точны. Среди них - "Искандеры" (9К720), которыми очень гордились в Москве ("не смешите наши "Искандеры"). Дальность полета этой баллистической ракеты - до 500 км, CEP - 5 м, цена - около 3 млн долларов.


Анонсируя эту ракету в 2006 году, в России назвали ее самой точной в мире. По крайней мере в своем классе. Эксперты отнеслись к такому заявлению с известной долей скепсиса, но согласились, что это очень грозное оружие.

Как же показал себя весь этот арсенал во время войны в Украине? Сегодня, спустя десять месяцев военных действий, стало очевидным, что причин для гордости нет. Зато много причин для беспокойства.

Так, четверть ракет Х-101 упали, не долетев до цели (в статье используется образ: "Падали на землю, не сумев расправить крылья, как птицы, получившие инфаркт").  


Из тех ракет, которым все-таки удается лечь на курс, примерно половины не находят цели из-за проблем с навигацией или промахиваются на сотни метров. Но даже попав в цель, многие ракеты не взрываются.

Еще больше отказов у ракет морского базирования. Они нередко не могут достичь суши, падая вскоре после запуска или взрываясь по пути к цели.

Что касается "Искандеров", то они прекрасно стартуют, прекрасно летят, но не взрываются. Процент промахов тоже недопустимо большой.

Если отказывают флагманские высокоточные снаряды, то обычные вообще работают так же сумбурно, как "сама специальная военная операция". К тому же украинские ПВО научились подавлять их теми средствами, которыми располагают.

В подобных условиях российская армия вынуждена использовать для поражения целей значительно больше дорогостоящих ракет, чем предусмотрено анонсируемой ранее ими формулой "одна цель - одна ракета".

Ницан Садан приводит несколько причин, объясняющих сложившуюся ситуацию. Первая из них: современная военная техника никогда не проверялась в реальных боевых условиях. Даже в Сирии запуски осуществлялись преимущественно для того, чтобы произвести впечатление на Асада и его врагов.

Вторая причина состоит в том, что возможности ракет заведомо преувеличивались - на сей раз, чтобы произвести впечатление на Путина, а уже потом - на потенциального противника. При этом никто не задавался вопросами об эффективности такого оружия в условия боевых действий с противником, имеющим хоть какую-то систему ПРО. Российские военные, должно быть, сильно удивились, когда "Калибры" начали уничтожаться в воздухе вскоре после взлета.

Третья причина - отсутствие какой-либо информации о том, как ведет себя ракета в разных эксплуатационных условиях, а также - извечная безалаберность при подготовке ракет к запуску. (К этому автор предлагает добавить еще и вероятность ошибок из-за нагрузок в боевой обстановке.)

Четвертая причина - нежелание видеть очевидные проблемы (а следовательно, и устранять их). О проблемах "Искандеров" говорили армянские военные, удивленные ненадежностью ракет во время февральской войны 2021 года. Тогда было заявлено, что лишь 10% ракет достигали целей.

Позже армяне отозвали свои претензии (говорили, что под жестким давлением РФ, где опасались потерять оборонные заказы), но проблемы остались. И проявились теперь уже в войне с Украиной (что должно беспокоить те страны, которые все же приобрели эти комплексы).

Впрочем, отказы ракет - это только часть проблемы. Начиная кампанию, Путин и его генералы были уверены, что Украина падет в течение нескольких дней. Но прошло уже более девяти месяцев, а конца-краю этой войне не видно.

Затяжная война - это и огромная потребность в вооружениях. Особенно тогда, когда вместо одной ракеты для поражения цели требуется пять, а запасы, как выяснилось, ограничены.

В связи с этим путинская армия вынуждена использовать устаревшие типы ракет вроде ракеты Х-22 "Буря", разработанной еще в 1958 (!) году и принятой на вооружение четырьмя годами позже. Вряд ли бы современная армия стала бы применять такую "древность", будь у нее что-то получше.  

Восполнять запас высокоточных ракет Россия не может из-за международных санкций, которые закрыли доступ к чипам. То, что удается раздобыть по "альтернативным каналам", позволяет создавать две X-101 в месяц (так, по крайней мере, указывается в публикации Calcalist).

Но России очень нужны ракеты, поэтому она ищет внешних поставщиков. Один из них - Иран. Но режим аятолл, который хоть и продает России свои дроны, не спешит открыть ей ракетные арсеналы.

И это также ответ на вопрос, почему армия РФ использует С-300 для ударов по наземным целям.

А как украинцы должны реагировать на то, что российские высокоточные ракеты оказались не так точны и эффективны, как о них рассказывал Путин? С одной стороны, это хорошо, что убийственные снаряды не достигают своей цели. Но с другой - именно это обстоятельство вынуждает армию РФ увеличивать количество ракет для обстрелов. И прежде всего - за счет устаревших снарядов, которые, отклоняясь от цели, попадают по жилым кварталам, увеличивая количество жертв среди мирного населения.

Есть тут, как ни странно, и третья сторона. Разрушение мифа о российском оружии самым серьезным образом отразится на мировом рынке вооружений, на котором в 2021 году 18,6% объема принадлежало России (второе место после США). Отказ от приобретения российского оружия - удар по экономике РФ, а значит, у Кремля будет еще меньше денег на ведение войны.