"В ленте чиновника другие чиновники обсуждают кризис управления" - Юрий Христензен

"В ленте чиновника другие чиновники обсуждают кризис управления" - Юрий Христензен

Мол, все топы ходят в и.о., чтобы их легче было уволить. Парламентские комиссии не работают - Верховная Рада стала частью Офиса президента. Реформа не работает и т.д.

--

Назовем это проблемой 1. Причина ее проста.

Первой выборной должностью шестого президента Украины был пост президента. Он принес с собой модель управления своей командой. И это не худшая модель. Например, в России у нынешнего президента это тоже первая выборная должность.

Предыдущий опыт президента Украины строился на доверии членам своей команды и возможности любого уволить. А президент России мог еще и убить. Отсюда приставка и.о. у топов госуправления в Украине и внезапные смерти топов в РФ.

Оба президента привели в госуправление своих знакомых. У них просто нет других людей, которым они могли доверять. Они не участвовали в выборах, не проходили по ступеням политической конкуренции. Они достались своим гражданам - as is.

Оба президента принесли с собой вертикальную модель управления. Они не знали другой. Они умеют делегировать на уровне людей - этому поручаем парламент, а этому госкомпанию. И не обучены делегировать на уровне писанных законов.

--

Здесь возникает проблема 2.

В СССР исследовали причины неэффективности плановой экономики. Оказалось, что сигналы по вертикали проходят без искажения до четырех уровней. Дальше можно все, что угодно планировать в центре, но на местах это будет выглядеть иначе.

В СССР пытались решить эту проблему путем повышения контроля. За каждым госуправленцем следили милиция, КГБ, партийная вертикаль, ОБХСС и прочий Народный контроль. Не помогло. Опора на госконтроль лишь понизила эффективность.

В СССР решили унифицировать своих граждан с помощью пропаганды и репрессий. Чтобы они прогнозируемо реагировали на сигналы сверху. Тоже не помогло. Одинаковые и послушные способствовали застою, а не развитию плановой экономики.

--

Проблема 3 - как управлять неодинаковыми?

Решение нашли в странах с конкурентной политикой и экономикой. Там конкуренция происходит по известным правилам с неизвестным результатом. Предприниматели и политики предлагают продукт, а потребители за него голосуют.

Из множества выборов потребителей формируется положительный отбор. На конкурентном рынке остаются те политики и предпринимали, которые лучше всего удовлетворяют запросу потребителей. А кто не угадал, уходят с рынка.

Это работает везде, где потребители способны оценить качество предлагаемых товаров и услуг. Способны выбрать конкурентную цену, выраженную в деньгах семейного бюджета в случае экономики, либо в количестве налогов в случае политики.

--

А где неспособны - не работает. И это проблема 4.

Возвращаясь к первому абзацу. Сначала формируем навыки выбора у потребителей. Потом включается положительный отбор на политическом рынке. Потом президентами становятся люди, прошедшие все ступени политической конкуренции.

Эти люди приносят с собой навыки делегирования полномочий на уровне писанных норм и правил, а не на уровне личных связей. Приносят институт политической репутации. За спиной у них стоят партии с миллионами членов, а не только круг друзей.

Ведь если до выборов политик рассчитывает только на ближний круг, то после выборов ближний круг может рассчитывать на политика. В этой схеме нет места потребителям политических услуг, от которых политики зависят один день за пять лет.