Банк России сообщил, что в июне приостановилось снижение инфляционных ожиданий населения – оценка ожидаемой инфляции на год вперед не изменилась, а наблюдаемая – увеличилась. Регулятор считает это временным событием, связанным с холодной погодой и ухудшением видов на урожая.
Прямая оценка инФОМа (медианное значение), рассчитанная исходя из ответов на вопрос об уровне инфляции, не изменилась по сравнению с предыдущим месяцем (10,3 процента).
“Ее уровень остается относительно высоким и значительно превосходит целевой уровень инфляции Банка России (4 процента)”, – сообщил регулятор в своем обзоре.
Оценки инфляционных ожиданий, сделанные Банком России на основе данных опроса инФОМа, увеличились до 3,8 процента в июне после 3,7–3,8 процента в мае.
ЦБР обращает внимание на динамику качественных оценок инфляции и инфляционных ожиданий на месяц и год вперед. В наибольшей степени возросли месячные оценки, в то время как годовые оценки практически не изменились. “Это указывает на временный характер повышения инфляционных ожиданий, вызванного ростом цен на отдельные товары, неблагоприятными погодными условиями и ухудшением ожиданий урожая”, – пишет ЦБ.
Осталась стабильной доля респондентов, верящих в достижение инфляцией целевого значения 4 процента – в июне их доля сохранялась на уровне 23 процента.
ЦБР отмечает, что большинство респондентов пока не ориентируется на целевой уровень инфляции при формировании своих ожиданий на длинном горизонте.
“Высокие инфляционные ожидания и отсутствие их привязки к уровню 4 процента создают инфляционные риски, что является одной из причин сохранения умеренно жесткой денежно-кредитной политики”, – пишет ЦБР.
Оценка наблюдаемой за год инфляции несколько возросла – 12,4 процента в июне после 12,1 процента месяцем ранее. При этом увеличилась доля респондентов, которые говорили об очень сильном росте цен за последний год: про инфляцию свыше 50 процентов говорили 2,8 процента опрошенных, а свыше 25 процентов – 19 процентов респондентов.
“Такая негативная динамика оценок наблюдаемой инфляции связана с повышенным темпом роста цен на отдельные группы товаров, часто покупаемые респондентами. Так, в ответах на вопрос о товарах и услугах, удорожание которых в последний месяц было наиболее заметно, значительно возросла частота упоминания овощей, фруктов и бензина”, – предполагает ЦБР.