Совсем недавно, 28 апреля, он мог бы отметить свой очередной жизненный порог - 91 год. Так сказать, разменять десятый десяток… Великий актер умер в прошлом году, 4 сентября, и автору этих строк повезло взять у него одно из последних в жизни Баниониса интервью, рассказывает "Кругозор".
О людях той эпохи принято говорить с пиететом и почтением. Тем более, о ТАКИХ людях! И тем более - проживших ТАКУЮ эпоху. То есть, ее можно с полным правом считать Великой эрой в истории советского кино - вторая половина ХХ века… В этой связи сразу вспоминается недавняя телепередача об известном и ныне еще здравствующем московском актере Владимире Зельдине. Известному мастеру сцены и кино исполнилось 100 лет. Он свидетель века: революция, гражданская война, НЭП, коллективизация, Великая Отечественная. В той же степени был участником всех почти перечисленных событий и Банионис. Но осмелюсь сказать: его вклад в искусство кинематографа значительней, чем у многих и многих "звезд" первой величины. С актером легендарным, ставшим своеобразным символом советского кино, попав в Литву три года назад, я "встретился" первоначально в литовском Друскининкае. Там есть бронзовый памятник Банионису, поставленный при жизни. Отлитый в металле Донатас сидит на лавочке и держит в руках книгу. При этом он жестикулирует другой рукой, будто разучивает роль… Я с ним присел на лавочку рядом и как бы попробовал изобразить общение. А через год - встретился уже с живым Банионисом и взял у него интервью.
Краткая биографическая справка.
Отец Донатаса- Юозас - участвовал в революциях 1905 и 1917 годов. Сидел как политзаключенный. С приходом советской власти тестя Донатаса, у которого была своя земля, арестовали как кулака. Такая же судьба постигла одного из его братьев. Статус дочери "врага народа" жена Донатаса Она утратила, выйдя замуж. Уже после обретения Литвой в 1990 году независимости, Она и Донатас получили часть национализированной ранее земли ее отца, на которой теперь стоит их дом.
Они прожили вместе 60 лет. Старший их сын Эгидиюс стал известным в Литве историком, он рано умер от рака. Младший, Раймундас, закончил ВГИК (учился у известного режиссер а Татьяны Лиозновой) и сам стал режиссером. У Донатаса Баниониса три внучки и один внук. Жена Она умерла в 2007 году.
Итак, в Вильнюсе, в центре города, в довольно скромной, но современной и хорошо обставленной квартире Банионисов (он жил с сыном и невесткой) мы встретились и состоялась наша беседа:
- Господин Донатас, время великих актеров ХХ века и режиссеров, у которых вы снимались, вроде как прошло. Литва, с ее новым искусством и киноискусством в том числе, самостоятельно идет своим путем в Евросоюзе. Попробую исходить из таких рубежей вашей карьеры, которые сейчас особенно очевидны. В 1944-м вы вышли на профессиональную театральную сцену, было это… в Каунасе?
- Да, сначала все было в Каунасе, где я родился. Мой дом родной в центре, в Старом городе, недалеко от Ратуши. Бегал там мальчишкой… Потом было, я так скажу, мое случайное вхождение в мир театра… Хотя ничего случайного по-настоящему не бывает в жизни, я ведь еще в школе увлекался этим - ходил в драмкружок. Играл все, что ни предлагали…
- Что именно, какие роли?
- Ой, вот этого уже не помню! Отец мой был простым ремесленником, хотел, чтобы и я пошел по его стопам. Но мне опять в юности повезло: на пути встретился замечательный режиссер, корифей театрального искусства Юозас Мильтинис. Он учился перед этим во Франции, и приехал в Литву молодой, энергичный, полон идей… Он меня заметил и всячески потом продвигал! Ну, и наконец, мне еще раз очень повезло: я встретил Витаутаса Жалакявичуса, знаменитого впоследствии на весь Советский Союз кинорежиссера, и он меня пригласил на первую роль в кино.
Сразу замечу: один из любимцев зрителей "советской поры", увы, был не слишком избалован вниманием прессы и былых поклонников. А ведь, можно сказать, он сам был и есть - "культовый" актер, так же, как и фильмы, в которых он снимался - тоже "культовые", всеми любимые! Вот лишь некоторые из тех кинолент, которые полюбились зрителям: "Никто не хотел умирать", "Берегись автомобиля", "Король Лир", "Мертвый сезон", "Солярис". А вообще за время, проведенное на сцене и в кино, им проделана титаническая работа. Всего около ста воплощенных в жизнь театральных образов и более семидесяти киноролей!
- Господин Донатас, в одном из прежних интервью вы рассказывали, как в Паневежисе, в 40-е годы, при немецкой оккупации в городском театре ставили пьесы, играли на родном языке, в основном литовскую классику. Пьес русских драматургов, понятно, нельзя было играть… Вас после этого "сотрудничества с оккупантами" чуть не репрессировали?
- Да, мы очень боялись большевизма. Перед самой войной за одну неделю по Литве прошли массовые аресты и депортации. Многие литовцы даже так думали: пусть приходят хотя бы и немцы, не пустят к нам коммунистов.
Высылали моих земляков за три часа. Ночью по городу ездили на грузовиках со списками и забирали людей. Без суда, без объяснений. "У тебя, говорят, дядя есть враг народа". Или что-то подобное. Это был приказ Сталина и разнарядка - выселить десять тысяч. Выселяли. Хватали, чтобы отчитаться. Чтобы самих потом не обвинили в подрывной деятельности. Три ночи такое было, что мне страшно вспомнить, что творилось! Боялись потом, что НКВД вернется. Я, собственно, потянул время - можно было и раньше бежать.
- Итак, перенесемся в 1954-й год,вы оказались уже до этого в труппе театра Паневежиса и вам в этот год дают играть одну из "козырных ролей", Павки Корчагина…
- Да, эту роль, Павки Корчагина, я помню хорошо. Сейчас над этим образом и над этой книгой кто-то посмеивается, но на самом-то деле - какой был благородный, смелый и сильный герой! Для меня он - идеальный! Я интересовался личностью самого писателя Островского, его биографией и жизненным подвигом. До сих пор им восхищаюсь.
- Вопрос по ходу. Как вы обычно работаете над ролью?
Реплика автора: этот мой вопрос Донатас как бы не понимает сразу. Для него это ведь дело банальное и обычное. В итоге он буркнул:
- Ну, как работаю? Так и работаю! Вживаюсь в образ. Читаю книгу-первоисточник (если он есть). Как меня учил мой главный учитель Мильтинис…
- Нет ничего проще, чем стать кинозвездой!
- После первого успеха в театре вам все больше, больше и больше везло. Еще десять лет "после Корчагина" - и вы оказались в зените славы, благодаря фильму Жалакявичуса "Никто не хотел умирать".
- Ну, все сводить к везению тоже нельзя… Все-таки я и актер хороший.
- Насчет вашего мастерства, так тут ни у кого нет сомнений! Но ведь на том всесоюзном фестивале, в 1966-м году, у вас был крутой конкурент - фильм "Председатель", в котором снялся тоже прекрасный актер, Михаил Ульянов! Но предпочтение жюри отдало фильму Жалакявичуса…
- Да, я знал Ульянова, великолепный актер, действительно!
- Так что, вероятно, дело не только в актерском мастерстве. И в том, что вы вскоре после киевского фестиваля оказались на самой вершине советского кино, попали в элиту кинозвезд - "виновато" не одно лишь везение?
- Не могу сказать, конечно, я на все это, прежде всего, как актер смотрю - и я все то, что показано в фильме, пережил сам…
- В первом вашем фильме, принесшем вам и всей съемочной группе оглушительный успех (а вскоре - и Государственную премию СССР) очень страшная коллизия… По-моему, в ней есть даже нечто общее с происходящим сегодня в Киеве. Том самом городе, где был кинофестиваль 66-го... Вам так не кажется? Как вы относитесь к той ситуации гражданского противостояния, которое сложилось сейчас в Украине?
- Я не интересуюсь политикой. Да, телевизор смотрю, безусловно. Но не так, чтобы сидел там, перед этим экраном и искал новостей политики.
- А какие увлечения у вас в жизни? Времени для досуга достаточно, думаю. И я читал о вас, что вы любите гулять на природе, увлекались рыбалкой…
- Ну, какой я рыбак теперь? Сейчас вообще достаточно редко бываю на улице.
- С вами журналисты, представители прессы часто встречаются?
- Раньше, когда много снимался в кино, - конечно интересен был журналистам. Сейчас уже меньше стало таких контактов. То, бывшее время безусловного успеха у публики, когда я был известен и очень нужен многим - оно прошло.
- До конца 80-х вы были кумиром многих советских граждан, миллионов зрителей, а после, того, хоть и я знаю ряд фильмов и спектаклей, которые оказались впоследствии в You Tube, - но это уже не было той вашей былой славой..
- Самый большой и неожиданный мой жизненный успех это все-таки фильм "Никто не хотел умирать". Он получил много премий, широкий резонанс в стране! Приятно было играть, это был потрясающий период жизни.
- Поскольку опять речь об этом фильме, и если опять вспомнить о том, что первый ваш успех состоялся в Киеве, то еще такой вопрос: что вы знаете об украинском кино?
- Ну, Довженко, кинорежиссера, точно знаю. Еще несколько фильмов тех лет, которые нашумели и их запомнили… А так - мало знаю об Украине. Но вот, правда, одна из последних наших работ (постановка как режиссера моего сына Раймундаса), это был театральный спектакль "Встреча". Главные герои ее Бах (мой любимый композитор, кстати) и Гендель. Несколько лет назад мы привозили этот спектакль в Киев. Нас очень хорошо принималали!
- А вот вторым вашим фильмом, после которого вы стали интересны многим кинозрителям, стал "Берегись автомобиля".
- О! Это была хоть небольшая, но для меня важная роль! Я ведь вышел, можно сказать, на мировой уровень! И вот рядом со мной играл сам Иннокентий Смоктуновский!
- Кстати! В этом фильме люди впервые, но и в последний раз слышали ваш голос. Ведь потом вы все время дублировались? Вместо вашего настоящего голоса мы слышали актеров других - то Заманского, то Демьяненко…
- Мне это не слишком мешало в моей карьере. И в основном я доволен дубляжем… Кстати! Вы очень хорошо говорите по-русски. Вы действительно украинец?
Реплика автора. Мне пришлось, выражаясь каламбурно, акцентировать внимание моего собеседника на мой украинский акцент. Кажется, он поверил, что мое "г" действительно звучит по-украински…
- Еще несколько слов о ваших первых двух фильмах. В фильме Жалакявичуса вам было приятно и органично играть? Почему?
- Потому что я пережил все эти жуткие страсти, и я знаю, я сам видел, как боролись партизаны с советскими оккупационными войсками, отстаивая нашу независимость.
- Но вы, волею режиссера, вынуждены были играть человека, защищавшего как раз советскую власть…
- Да, но правильнее будет сказать, что мой герой боролся не за власть. А просто - за свою жизнь в той страшной ситуации. Я защищал в этой роли, председателя Вайткуса, вовсе не государство и не социальную систему. Поэтому и образ этот не фальшивый, вполне понятный любому из нас. Играть было приятно, потому что это была жизнь моя.
"В кино, как и в жизни, - всё, но бывает и сложнее"
- Вы потом, в следующем фильме, снимались у молодого, но уже корифея, Эльдара Рязанова - с известными актерами, тоже корифеями: Олегом Ефремовым, Анатолием Папановым, Иннокентием Смоктуновским…
- Особенно мне приятно было, что рядом со мной Смоктуновский. Что вы! Это так льстило мне! Он ведь тогда уже был звездой первой величины. Он был уже очень известен в Союзе.
- Вы учились у него актерскому мастерству?
- Знаете, я уже тогда был опытный актер. В жизни сложно бывает все, но зато я практически все умел на сцене. Нас хорошо учили в юности ремеслу артиста, наш метр Мильтинис был тоже ведь метром литовского театра. И если уже говорить о Смоктуновском именно, то я не столько думал тогда о его игре, сколько о себе и о повышении своего "статуса". Мол, и зритель теперь - не столько будет следить за моей игрой, сколько за тем, что рядом со мной такой выдающийся артист. Значит - и меня запомнят! Для меня Смоктуновский и сейчас безусловный авторитет… Но… Может, это Смоктуновский у меня тогда учился?
Реплика автора. О своем Главном Режиссере и Учителе артистической профессии, литовце Юозасе Мильтинисе Донатас говорил так: "…он учил нас, что в жизни мы обычные люди, а на сцене должны полностью вжиться в нужный образ, отдать себя без остатка. Учитывая, что я пришел в театр в 17 лет и в таких условиях учился и работал как минимум 8-10 лет, то такая школа наложила отпечаток на всю мою дальнейшую актерскую жизнь". Мильтинис был жестким в работе, но зато именно ему актеры обязаны способностью перевоплощаться, вживаться в роль.Его Банионис ставит выше всех и сегодня. Хотя ведь он работал с такими метрами кинорежиссуры как Михаил Швейцер, Конрад Вольф, Григорий Козинцев…да и тот же Савва Кулиш!
- Кого из режиссеров вы могли бы еще выделить?
- Что касается упомянутого Саввы Кулиша, то в "Мертвом сезоне" он был дебютантом. Это его первый фильм. У меня же был десятилетний уже опыт в кино. Впрочем, действительно, Савва наиболее близок мне по духу, как человек. Таких потом я встречал мало - и среди друзей и коллег. Мы с ним задумали даже продолжение "Мертвого сезона". Но он внезапно умер.
- Говорят, что даже российский президент Путин, поимев, скажем так, удовольствие после просмотра "Мертвого сезона", сам потом изъявил желание стать разведчиком. Это правда?
- Было, да… Это был 2008-й, когда наш Адамкус, президент Литвы, был в России с официальным визитом. Поэтому, когда он был в Кремле с литовской делегацией, то подошел к Путину, спросил, так ли это? А Путин сразу узнал среди членов делегации актера Донатаса Баниониса, и сказал, что все именно так. После этого в Литве с юмором писали: мол, в Кремле не сразу узнали "главного разведчика"…
- Перефразируя известное стихотворение Тютчева, в этом случае можно сказать: "Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется!".
- Я согласен с вами, один случай может перевернуть судьбу человека. Вот только сын мой в это не верит. Хотя избрал мою профессию.
- Вернемся еще на минуту к тем режиссерам - театра и кино, - которые повлияли на вашу судьбу. Может, это был еще Андрей Тарковский? Его необычный, фантастический "Солярис" наделал шума и привел ко многим дискуссиям не только в сфере кинематографа, но и в чисто философском плане! Встреча с братьями по разуму… Выход человека в "глубокий Космос"…Как это все могло быть на самом деле?
"Самый философский" из режиссеров его не удовлетворял как актера
- С Андреем Тарковским была действительно интересная творческая работа. Но я далеко не всем в ней остался удовлетворен. Я старался играть по-своему… Вы ведь читали сам роман Станислава Лема? Не читали? Так вот: у Лема философия романа "Соляриса" и поведние его главного героя находятся в иной немного плоскости, нежели трактовал Тарковский.
Реплика автора. Из материалов прессы: "У Баниониса действительно сложным было отношение к фильму "Солярис" (1972г., режиссер А. А. Тарковский), где он сыграл главную роль. Образ Криса Кельвина ему приходилось "лепить" в рамках, жестко очерченных деспотической и гениальной режиссурой".
- Последним фильмом, в котором вы снялись, был, если не ошибаюсь, "Каунасский блюз"?
- Нет. Последний был "Тадас Блинда". Литовская классика. Это было в 2010-м (год съемок), когда я играл там небольшую по времени действия, но значительную роль российского генерала Муравьева. Точнее, генерал-губернатора. И еще у нас в Литве его называют "вешателем"… Ну, а не так давно в театре я сыграл роль Иоганна Баха. Я очень люблю этого композитора. И личность его мне, безусловно, много ближе, нежели личность жестокого генерала.
- Мне очень грустно констатировать, но вас все реже видим на экранах. Имею ввиду - в новых ролях. Разумеется, понятно, что возраст…
- Мне были еще и после "Тадаса" творческие предложения. Предлагают, и даже очень много, сниматься, на все фестивали приглашают, вот и из США предлагали недавно, но там был сомнительный очень сюжет по сценарию. Я не согласился на ту роль. Я вообще стал домоседом, мне давно не хочется куда-то ехать, ночевать в гостиницах, терпеть неудобства и т.д.
- Если вернуться к вашей последней большой роли в театре, то можно вспомнить, что вы сыграли из крупных ролей очень сильные по образности фигуры музыкантов Иоганна Баха и Людвига ванн Бетховена. Была роль и в фильме о Паганини. Вас притягивали образы композиторов? Вы ведь даже заканчивали государственную консерваторию Литвы? Уже в 84-м году…
- Что-о? Консерваторию? Какую еще? Ах, это был театральный факультет...
Реплика автора. Дело в том, что когда в начале 80-х Донатас возглавил театр в Паневежисе, то у них там была школа-студия актеров и чтобы как-то "узаконить" выпускников, было решено, что все они должны заочно закончить консерваторию. То есть, чтобы иметь близкое к профильному высшее образование, "для галочки". Так вот: тут вдруг выяснилось, что и у руководителя студии, у главрежа театра, Донатаса Баниониса тоже нет… высшего образования! Пришлось тогда и Донатасу в спешной форме и для того, чтобы числиться в советской работодательной системе "профессионалом", тоже закончить экстерном консерваторию. Он там за какие-то месяцы поздавал все необходимые экзамены.
В конце интервью мы с господином Донатасом выпили по рюмочке, припасенного мной заранее украинского коньяка и провели небольшую "фото-сессию". На мой вопрос о состоянии здоровья и о том, как он поддерживает такую приличную физическую форму (учитывая все-таки возраст) Донатас отвечать отказался, лишь пожал плечами и многозначительно хмыкнул… Известно, впрочем, что он никогда специально не придерживался никаких диет и из всех "оздоровительных моментов" признавал лишь контрастный душ по утрам.
Вместо постскриптума. Из интервью прошлых лет.
"…Кино я с детства любил. Но билеты на сеанс стоили дорого. Всеми способами пытался попасть в зал. Для того чтобы купить билет, иногда экономил на еде. Была у меня тогда мечта наняться юнгой на корабль, чтобы доплыть до Америки. Там пойти в Голливуд - и стать звездой… Я не мог пойти в гимназию, потому что дорого учиться там было. Пришлось идти в школу керамики, чтобы получить какую-то настоящую профессию. Делал там горшки, сервизы. В этой ремесленной школе был драмкружок, в котором я впервые играл. Иногда я подрабатывал - занимался кукольным театром. Лепил куклы с помощью техники папье-маше. Вот когда пригодились навыки гончара".
"Еще я увлекался баскетболом. В 1936-м году в Латвии проходил чемпионат Европы. Наши ребята на нем победили. Это была огромная радость для всей страны. Мы, подростки, все заболели этой игрой. Площадок, правда, не хватало. Мячей баскетбольных тоже. Так мы просто ставили во дворе ведро и бросали в него мячик, любой, какой могли найти". На вопрос: когда вы играли Ладейникова, вас не коробило, что это человек из КГБ? - был его ответ: "Не придавал этому значения. Мне был интересен человек. Тем более, что это человек из внешней разведки, а не из внутренних органов".
Кстати, с "Мертвым сезоном" связана еще одна интересная история. Однажды на театральном фестивале в Москве Банионис встретился с Кулишом. И заговорили о продолжении фильма. Кое-что даже начало прорисовываться. Они вдвоем придумали с Саввой, какое развитие могла иметь эта история. Но потом Кулиш умер.
"Помню, еще с итальянцами мы снимали фильм "Красная палатка", так они смеялись над нашими титулами. У меня много зримых наград, но я никогда в жизни их на пиджак не вывешиваю. Спасибо, конечно, что оценили, - вот оно у меня и для меня останется".
Личная жизнь его никогда не давала поводов к досужим сплетням. В 1948 году он женился на женщине из простой крестьянской семьи, с редким именем Она (ударение на первом слоге). Они познакомились в 1943 году. Банионис работал тогда в театре, а Она, будучи ученицей гимназии, пришла заниматься в студию при этом же театре. При советской власти Она поступила в Вильнюсский университет, но проучилась там всего два года, после чего вынуждена была уехать: ее родителей объявили врагами народа только потому, что они были богатыми людьми и владели 80 гектарами земли. За это отец девушки попал в тюрьму, брата отправили в Воркуту как политзаключенного, чуть позднее репрессиям подверглись и два других ее брата. Саму Ону предупредили о возможном аресте, и она успела сбежать, поменяв фамилию. В конце 40-х она вернулась в Вильнюс и вскоре вышла замуж за Баниониса. Это было 3 мая 1948 года.
"Моя Она очень нежная, ласковая и терпеливая женщина, если смогла выдержать все мои скитания… Нет-нет, я не содержал любовниц, никогда не бросал семью, просто мне пришлось много ездить по миру. Например, после фильма "Никто не хотел умирать" (1966) меня стали наперебой приглашать сниматься, и, естественно, я редко бывал дома. Долго жил и работал в Германии, затем снова в России, в Петербурге… Да где я только не жил! Она ждала меня и, по сути, сама растила наших сыновей - Эгидинюса и Раймундаса…"
В советские годы он был одним из немногих актеров-мужчин, верных только одной женщине. С этим связано даже несколько весьма забавных историй. Про одну из них рассказывает сам актер:
"Это было во время съемок фильма "Красная палатка", где снимались и очень известные зарубежные актеры. Мы жили на ледоколе, часто устраивали застолья, хотя это было категорически запрещено - чтобы оградить нас от тлетворного влияния Запада. Как-то зашел разговор о женах У одного - пятая супруга, у другого - седьмая… И чем ближе очередь подходит ко мне, тем больше я теряюсь: "А что мне говорить? Я же белой вороной буду выглядеть. Соврать?" "Знаете, у меня всего одна, - говорю. "Да и у меня одна! - недоумевая, воскликнул кто-то из нашей компании. - Никто из нас гарем не держит". "Я единственный раз женат!" - уточняю. "Как, ты всю жизнь живешь с одной женщиной?!" Мои собеседники переглянулись: мол, ну бывают же дураки! Или он импотент? Да, я влюблялся и в других актрис, снимаясь с ними в одних фильмах… Но все это были отдельные, незначительные эпизоды в моей жизни. Я никогда не терял разум"
Виталий Цебрий
Источник