Во что превратился парламент Франции после выборов

Во что превратился парламент Франции после выборов

Большинство, полученное в парламенте Франции движением нового президента Эмманюэля Макрона, стало одним из самых внушительных в истории Пятой республики — 350 депутатов из 577. Традиционные партии — правые и социалисты — потерпели поражение разной степени тяжести. Национальное собрание «помолодело», в него вошло рекордное число женщин, а также новичков в политике.

По итогам выборов 11 и 18 июня движение нового президента Франции получило в Нацсобрании 350 депутатских мест. Заручившись «абсолютным большинством» (минимум 289 мест), новая власть не оправдала, однако, прогнозы социологов, которые прочили Макрону 400-470 депутатов.

Само движение президента «Вперед, Республика!» (La République en Marche) провело в парламент 308 человек. Союзники Макрона из центристской партии MoDem (Демократическое движение во главе с министром юстиции Франсуа Байру) получили 42 депутатских кресла.

Новое правящее большинство — одно из самых внушительных в истории Пятой республики с 1958 года. Макрону, правда, далеко до рекорда французских правых, которые в 1993 году получили в Нацсобрании 484 места (а в 2002-м пришли к власти с 365 депутатами).

Рекорд неявки за полвека

Нынешние выборы в парламент отмечены рекордно низким уровнем явки в истории Пятой республики: больше половины избирателей предпочли в голосовании не участвовать!

Неявка составила 51,3% — в первом туре, 57,3% — во втором. Т.о., из 47,5 миллионов французских избирателей на участки не пошли 11 июня 24,4 миллиона, а 18 июня — более 27 млн.

Явка в минувшее воскресенье, таким образом, едва превысила 42%! И в итоге новый парламент был избран голосами всего двадцати миллионов французов.
Последние двадцать лет явка на парламентских выборах во Франции всегда колебалась в диапазоне 60-70% (лишь в 2012 году она снизилась до 55-57%). До этого голосовать за своих депутатов ходили более 70, а то и 80 процентов французов.

В истории Пятой республики выборы с явкой менее 45% — чрезвычайная редкость. Более слабую явку показывали лишь местные выборы 2011 года, референдумы, да выборы в Европарламент 2004 и 2009 год (абсолютный рекорд низкой явки — чуть больше 40%).

Конец двухпартийной системы?

Избрав в мае самого молодого президента в своей истории, «ни левого, ни правого» Эмманюэля Макрона, французы положили конец двухпартийной системе на выборах парламента. Правые и социалисты, которые сменяли друг друга у власти в течение десятилетий, потерпели поражение разной степени тяжести.

Наименьшие потери понесли правые «Республиканцы»: в союзе с правоцентристами они сохранили 131 место в парламенте (против более чем 200 депутатов в прошлом составе). Этот результат гораздо лучше самого пессимистичного прогноза (всего 60 депутатов), но весьма далек от главной цели правых на этих выборах: навязать президенту Макрону собственное парламентское большинство.

Социалистическая партия Франции, стоявшая у власти последние пять лет, потерпела на июньских выборах сокрушительное поражение. Ее фракция в парламенте сократилась с 284 депутатов до 30-ти! Вдвое меньше, чем предыдущий печальный рекорд социалистов 1993 года: тогда на выборах партия получила всего 57 мест в парламенте. Единственное утешение Соцпартии на этих выборах — возможность создать собственную фракцию (минимум 15 депутатов). Некоторые прогнозы прочили бывшей правящей партии совсем плачевный результат и отсутствие фракции в Нацсобрании. Вместе с союзниками-левоцентристами и «зелеными» Соцпартия может рассчитывать на голоса примерно 50 депутатов.

Фракция крайне левых

Крайне левое движение «Непокорная Франция» провело в парламент 17 депутатов и получит наконец возможность создать собственную фракцию. Депутатом от Марселя стал лидер движения Жан-Люк Меланшон, занявший на выборах президента 4 место (19,6% и 7 млн голосов). Коммунистическая партия Франции, союзница и соперница Меланшона, провела в Нацсобрание 10 депутатов (против 35-ти в прошлом составе).

«Национальный фронт»

Крайне правая партия вынуждена признать «плачевным» результат, полученный на выборах парламента после 34% голосов (10 млн избирателей) Марин Ле Пен во втором туре президентских выборов. Нацфронт получил в Нацсобрании 8 депутатов (в том числе, саму Ле Пен и ее супруга Луи Аллио). Это, конечно, в четыре раза больше, чем в предыдущем составе ассамблеи, но неизмеримо далеко от заявленных амбиций — стать «первой оппозиционной партией» страны.

«Обновление»

Эти выборы привели к «историческому обновлению» французского парламента. Подавляющее число новых народных избранников — 425 человек — никогда ранее не были депутатами.

Переизбраться в Национальное собрание в июне попытались 345 парламентариев. Получилось намеченное лишь у 140. В итоге законодательный орган обновился на 75%!

Своим обновлением парламент обязан во многом президентской партии «Вперед, Республика!» 90% ее депутатов — новички в политике. Еще лучше показатели у крайне левых: все депутаты «Непокорной Франции» избраны в парламент впервые. В лагере правых «новых лиц» 40%. Во фракции социалистов лишь 6% новичков.

«Омоложение»

Новый состав парламента Франции заметно помолодел — средний возраст депутатов снизился с 54-х до 48,8 лет. Вдвое сократилось число депутатов пенсионного возраста: в предыдущем составе Нацсобрания было 106 «стариков», в новом — всего 41.

Самым молодым депутатом стал 23-летний выпускник юридического факультета Людовик Пажо, представитель крайне правых.

«Женственное» собрание

В новом французском парламенте резко — и до рекордного — выросло число женщин-депутатов. Прекрасный пол занял почти 40% мест в Нацсобрании! В новом составе 224 женщины — значительно больше, чем в предыдущие пять лет (тогда их было 115 — предыдущий исторический рекорд для Франции).

Новые выборы заметно улучшат позиции страны в мировом рейтинге паритета мужчин и женщин в парламентах. До сих пор Франция занимала в нем лишь 64 место, заметно отставая от Бельгии (19 место), Германии (22) и Швейцарии (36).