В ходе 12-дневной войны Израиль едва не ликвидировал президента Ирана Масуда Пезешкиана.
ВВС ЦАХАЛа нанесли удар по подземному бункеру, где он находился. Перекрытия обрушились, но сам Пезешкиан и другие участники совещания чудом остались живы.
Историю этого удара раскрыла газета The New York Times.
На четвертый день войны Верховный совет национальной безопасности Ирана собрался на экстренное заседание в бункере на глубине около 30 метров под горным склоном в западной части Тегерана.
Среди участников были президент Ирана Масуд Пезешкиан, глава судебной системы, министры внутренних дел, обороны и разведки, а также высокопоставленные военные командиры.
Все они прибыли на отдельных машинах. Никто из них не взял с собой мобильные телефоны, зная, что израильская разведка может отследить их.
Несмотря на все предосторожности, вскоре после начала заседания израильские самолёты сбросили шесть бомб на бункер, прицельно ударив по двум входам и выходам. Лишь чудом никто внутри не погиб.
Атака разрушила зал заседаний: помещение быстро заполнилось обломками, дымом и пылью, отключилось электричество. По словам Пезешкиана, он нашёл узкую щель в завалах, откуда пробивался свет и поступал воздух.
«Там была только одна дырка, и мы увидели, что идёт воздух, и сказали себе: мы не задохнёмся. Жизнь висела на волоске », — сказал недавно Пезешкиан, вспоминая атаку.
Эта атака ввергла иранскую разведку в смятение. Вскоре иранцы обнаружили катастрофическую брешь в безопасности. Израиль узнал о времени и месте заседания, взломав телефоны телохранителей, которые сопровождали иранских лидеров и ждали снаружи.
«Мы знаем, что высокопоставленные чиновники и командиры не носили телефонов. Но их окружение — телохранители и водители — имели телефоны, не соблюдали мер предосторожности. Именно так большинство из них и были отслежены», — сказал Сасан Карими, бывший заместитель вице-президента Ирана по стратегии, ныне политический аналитик и преподаватель Тегеранского университета.
Первоначально запрет на мобильные телефоны не распространялся на охранников, защищавших чиновников, учёных и командиров. Это изменилось после волны ликвидаций в первый день войны с Израилем.
С тех пор охранникам предписывалось пользоваться только рациями. Лишь руководители команд, которые не сопровождали охраняемых лиц, могли носить телефоны.
Но, несмотря на новые правила, кто-то из охранников нарушил запрет и пронёс телефон на заседание Совета нацбезопасности. Это позволило Израилю нанести точечный удар.
Но президенту Ирана повезло. С этим везением ему теперь предстоит жить, зная, что второй удачи не случится. Возможно, это и везение для Израиля…