Россия всеми возможными путями усиливала последние два десятилетия свое влияние и присутствие в арктической зоне. Москва наращивала военный потенциал совместно с развитием инфраструктуры в Арктике и Тихоокеанском регионах. При этом использовала энергетические проекты как рычаги влияния.
С 2007-го года россия пыталась восстановить свое военное присутствие в арктическом регионе и получить полный контроль над ресурсами в Арктике и стратегическим Северным морским путём между Азией и Европой, на прохождение которого уходит около двух недель. В 2019 году рф воссоздала патрулирование стратегических бомбардировщиков дальнего радиуса действия.
Повышение опасности в скором времени следовало ждать в так называемом промежутке GIUK (переход от Атлантики в Арктику, территории между Гренландией, Исландией и Великобританией). При спецоперации российских арктических сил это может привести к блокаде Североатлантических линий коммуникации между Северной Америкой и Европой, то есть фактически блокировать усиление сил НАТО на этом морском пути.
С 2014 по 2019 г.г. в Арктике россия открыла или возобновила 14 аэродромов, создала 3 полностью автономные базы (на Земле Александры, на Новом сибирском острове в море Лаптевых и Рогачева на Новой Земле) и активно проводила боевые учения для действий в арктических условиях (арктическая бригада и Северный флот).
В 2014 году была специально для оперирования в арктической зоне создана 80-я отдельная мотострелковая бригада – Арктическая, дислоцированная в Алакуртти.
С 2014 года россия весьма основательно взялась за северное направление, ведь именно тогда был подготовлен информационный вброс, дающий основания для развития гибридных проектов в данном регионе. А именно – в октябре 2014-го российские “ученые” заявили о том, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева и находящаяся между ними котловина Подводников якобы являются продолжением российской континентальной окраины, что делает их, фактически, собственностью Российской Федерации. Кроме того, Министерства природных ресурсов РФ планирует через ООН включить в свой состав еще и хребет Гаккеля. Аппетиты растут?
В свою очередь, с середины 90-х в конспирологической среде уверенно набирает обороты теория происхождения россиян из некой мифической северной земли- Гипербореи. Разумеется, звучит это антинаучно, но не стоит брать в расчет тот факт, что значительная часть россиян искренне верит в подобного рода псевдонаучные истории, которые подготавливают почву для объявления той или иной территории сакральной землей и настойчиво насаждаются телевидением и обилием тематической литературы.
В то же время, пока строились базы, работала дипломатия, а пропаганда насаждала свои идеи, вооруженные силы тоже не пасли задних. По сути, они находились на острие будущей экспансии.
В апреле 2019 года министр обороны рф сергей шойгу заявлял, что до конца года Северный флот получит 368 единиц новейшего вооружения и военной техники и что там будет сосредоточено 59% современного арсенала россии.
В отношении Норвегии Москва подвергала и, как ни странно, продолжает подвергать сомнению правовой режим вод вокруг Шпицбергена и подкрепляет свою риторику военной активностью, что может в любой момент привести к повышению напряженности в этом регионе.
Так, россия обвиняет Норвегию в том, что она не придерживается п.9 Шпицбергенского договора, где указано, что он не может использоваться для военных нужд, за исключением самообороны. Если россия рассматривает эту статью, как полную демилитаризацию архипелага, то Норвегия не видит проблем его патрулирование в целях собственной безопасности. Россияне активно выступают против совместного размещения радаров и спутниковых станций на Шпицбергене. Этим инциденты не исчерпываются, ведь была ситуация с рыбацкими лодками в зоне запрета рыболовства и история о тренировках российских военных с высадкой на Шпицберген.