Понимаете, когда я выхожу проповедовать на площадь, партийный съезд или в фейсбук, это другая проповедь, нежели та, которая звучит в храме. Это даже жанр иной. Еще апостол Павел писал, что для подзаконных он как подзаконный (имеется в виду иудейский закон), а для чуждых закона он как чуждый закона. И это все необходимо, дабы привести людей в Церковь.
Внешняя, не-храмовая проповедь, призвана людей привлекать, заинтересовывать, вдохновлять прийти в храм и ко Христу. Вполне естественно, что когда ты говоришь в публичном секулярном пространстве, ты делаешь акцент не столько на обожение твари во Христе, не столько про явление несотворенного фаворского света, и уж точно не про исихасткие практики и споры. Во внешней проповеди ты всего-лишь приоткрываешь завесу радости Евхаристии, тебе не до апофатического богословия, наоборот, во внешней проповеди ты просто обязан быть исполнен катафатического аминя. Иначе это будет не проповедь, а пустое ударение воздуха или клавиатуры.
Когда ты с площадей призовешь людей в храм, они придут к тебе узнать что там за радостное вино Святого Духа наливают в новые сосуды, ты говоришь уже про иные вещи. Про метанойю, про крестную жертву, про воскресение и про необходимость усилий для достижения Царства Небесного.
Кстати, те, кто имеет возможность читать мои проповеди в фб и слушать их в храме подтвердят, что они отличаются, даже если тема абсолютно одинаковая. Просто Дух, наполняющий Предание, наполняет паруса проповеди по-разному, в зависимости от того, как рациональнее строить курс корабля, дабы с наименьшими потерями он оказался в тихой гавани Царства Небесного.
Без открывания церковных дверей, в них никто не войдет, но в то же время, каждое открытие чревато опасностью. Может зайти враг, холод, пыль, грязь или болезнь. Действительно может, но это не означает, что из-за опасностей мы захлопнем церковные врата, обкурим все в середине ладаном и скажем: «Теперь мы тут спасемся, а вы там сдохните!» Не так заповедал Христос.
Да, такая «внешняя» проповедь не всегда воспринимается определенным кругом воцерковленных людей. Но это нормально. Проповедь на митинге не предназначена для них. Задачей глаголания на площади есть призыв в храм. И знаете, в моем случае он работает. Тысячи людей приходят в Церковь после того, как послушают или почитают Дедюхина в публичном пространстве. Безусловно, есть те, кто возмущается и не воспринимает мою публичную проповедь. Но на самом деле это не страшно, она ведь не звучит внутри храмового комплекса. Она для внешних, и там работает. И, кстати, возмущаются не Христом, а мной, и меня это вполне устраивает. Церковное священноначалие сие мудро и смиренно терпит, прихожан ПЦУ становится больше, спасающиеся прилагаются к Церкви, Царство Небесное грядет в силе.
Так уж устроено Богом, что древо Церковное должно принимать на себя новые дикие ветви. Но чтобы к домашней маслине или вишне привились иные, дикие ветви, необходимы надрезы, до крови, иначе жизнь их не станет единой.
Как в самом начале Своей Церкви наш Бог на кресте поставил знак кровоточия, так и сегодня никакое привитие к благодати невозможно без болезненных надрезов, и особенно в тех местах, где за мощной корой доктрин и догматов перестает быть виден маленький человечек.
Пы. Сы. Доклад закончил. Теперь я готов получать несвойственные классической гомилетике реакции. Но сейчас мы не в храме, а в фейсбуке. Поэтому смиряюсь, можете лайкать и комментить.