«Всем миром, всем народом» - хотя бы 10 ядерных боеголовок 40-миллионная страна способна склепать.
В конце концов, это логично: если гаранты последовательно игнорируют Будапештский договор (если это не Россия, конечно, – та его размазала тонким слоем и продолжает растирать по асфальту), то стоит начать его игнорировать и нам. И позаботиться о возвращении хоть скромненького, но ядерного статуса.
На момент подписания этого «заверенного ничего» у Украины было 220 стратегических носителей, около 1900 стратегических ядерных боеголовок и 2500 единиц тактического ядерного оружия (на начало 90-х мы вообще были третьи в мире после США и России по ядерному арсеналу – 15% мирового потенциала). Из них 46 твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет SS-24 (по 10 боеголовок каждая, дальность более 10 000 км). Данные Павла Гай-Ныжныка.
Восстанавливать вот это всё, в принципе, без надобности. Но добиться, «чтобы у нас таки немножечко было», нам вполне по силам. Сейчас это большинству кажется фантастикой – но и аннеския Крыма до 2014-го казалась фантастикой – всем, кроме парочки собственно фантастов из РФ.
В конце концов, если, мягко говоря, далеко не самый продвинутый технически и экономически Пакистан напрягся и обеспечил себе ядерный статус, то мы с нашими технологиями, производствами и ресурсами (те же 1,8% мирового запаса урановых руд) тоже как-нибудь справимся. Возможность есть, право на восстановление хотя бы неофициального ядерного статуса (как Израиль, который не признаёт, но и не отрицает наличие ядерного оружия) мы имеем.
Теперешняя ситуация со «всеобщей отморозкой» от наших проблем и даже какими-то требованиями к нам («выполнять Минск», например, после де-факто выхода из него России через принятия постановления Госдумы о признании «ЛДНР») полностью развязала нам руки.
Да и в целом президенты Украины тупо полезли «поперед батька в пекло» с ликвидацией нашего ядерного арсенала после подписания обычной бумажки, где слово «гарантии» упомянуты только в заголовке украиноязычного перевода, а англоязычный документ, по которому и действуют все подписанты, содержал всего лишь скромное слово «заверения» (security assurances).
А ведь Верховная рада ратифицировала договор о ядерном нераспространении в 1994 году с конкретным условием: Украина переходит к безъядерному статусу только «после предоставления Украине ядерными государствами гарантий безопасности, оформленных путем подписания соответствующего международно-правового документа». Ещё раз: «соответствующего международно-правового документа», а не филькиной грамоты Будапешта.
Таким образом, если смотреть со стороны права, то раз не было документа с гарантиями, то мы не должны были трогать свой ядерный арсенал. «Утром стулья, вечером деньги, но деньги вперёд».
Хотя старая продажная шкура Кравчук уже в который раз вылезает на экраны с мутными заверениями «у наших боеголовок срок годности кончался, мы были бы так или иначе вынуждены их утилизировать». Вот только срок заканчивался в 1997 году. За 3 года уж как-нибудь выдавили бы из партнёров задокументированные гарантии. Но нет, было решено, что «боеголовки скисли досрочно».
Если уж боевитый Кравчук действительно так беспокоился о «просроченной» ядерной защите Украины, то даже при нём мы вполне могли начать процесс самостоятельного обновления арсенала – если бы уже при Кравчуке не начали разворовывать государство в таких масштабах. Да, остальные продолжили. Но началось всё именно при Кравчуке.
Тогда, да и сейчас, мощности и ресурсы для ядерного производства вполне можно было изыскать. Так что возможности у нас были и есть. У нас политической элиты не было и нет. А это основное условие для реализации подобных стратегических проектов. Потому что элита – это те, кто за счёт властных возможностей не улучшают своё личное благосостояние за счёт государства (воспринимая должность как «ярлык на кормление» сколько влезет до отставки), а решают стратегические задачи государства. Поэтому в Израиле это удалось провернуть – они понимают, что такое политическая элита.
А у нас элиты нет, так что и ядерного арсенала нет и вряд ли будет без серьёзных изменений.
Но в целом я настаиваю: нам критически нужен собственный ядерный арсенал. Маленький, неофициальный, но реальный. Тогда диалог Запада с нами будет совсем на другом уровне (Россия невменяемая – для неё это сомнительный аргумент, они, вон, на прошлой неделе радостно демонстрировали «учебные старты ядерных ракет» и сильно этим гордятся).