Сколько интересных историй, сколько тайн хранят в себе старые кладбища! Завесу над одной из них нам удалось приоткрыть, заглянув на Симовщину - так исстари в Старой Руссе называют место, где уже третье столетие, если судить по надписям на надгробиях, находят свой покой жители маленького города.
Прогулка по некрополю - дело не только грустное, но и чрезвычайно интересное. Столько вспомнишь забытого, столько узнаешь нового! Недаром так много посетителей изо дня в день бродит среди могил Александро-Невской лавры, по Литературным мосткам, Серафимовскому кладбищу в Питере, по Новодевичьему - в Москве или Рождественскому - в Новгороде. Немало страниц истории приоткроешь для себя и на погостах маленьких городов, на старых деревенских кладбищах. И старорусское кладбище хранит немало удивительных историй.
БЕЗ КРЕСТА И ПЛИТЫ
Как-то зимой, несколько лет тому назад, готовя материал о старорусских мальчишках, убитых в Чечне и похороненных на городском кладбище, бродя меж могил возле братского захоронения, натолкнулись мы на совершенно безымянную могилу. Ни креста, ни памятника, ни таблички с надписью. И хотя брошенные могилы - не такое уж диво, эта почему-то остановила на себе взгляд. Она не имела вида брошенной. Два холмика были окружены каменными столбами, соединенными толстой металлической цепью. Вид их был необычен и чем-то трогал душу. Мы взялись за фотоаппарат, дав себе слово, узнать, в чем тут дело.
Заглянули сюда и летом - на холмике была скошена трава, и только. Но в августе кто-то положил на безымянную могилу цветы. Кто и для кого, и почему хранится в тайне имя?
И вдруг, на следующий год, в популярной телепередаче «Чтобы помнили» Леонид Филатов обмолвился, что некогда известный артист Юрий Каморный, погибший при весьма загадочных обстоятельствах, был тайно похоронен где-то в провинциальном городке Старая Русса. Да уж не могила ли Каморного - наша безымянная могила?
ГЕРОЙ-ЛЮБОВНИК, СУПЕРМЕН
А цветы в августе здесь появились не случайно - Юрий Каморный родился 8 августа 1944 года. Учился он в Питере, в институте театра, музыки и кинематографии и, по словам сокурсников, был одним из самых талантливых студентов, красавец, заводила в любой компании. На него просто не могли не обратить внимания. И уже студентом приглашали на роли. Причем первая роль - главного героя. Это были «Проводы белых ночей». Он играл журналиста Валерия, в меру циничного, в меру совестливого плейбоя (судьба картины оказалась печальной - режиссер Юлиан Панич сбежал, как говорили, на Запад, и картина два десятка лет пролежала на полке). Это было в 1965 году, а уже на следующий год Юрия Каморного пригласили сниматься в советско-польском фильме «Зося». Фильм имел бешеный успех у зрителей, и такой же большой успех у женщин имел после этого фильма Юрий Каморный (сплетничали, что уже во время съемок у него состоялся пылкий роман с польской актрисой, которая играла Марусю в фильме «Четыре танкиста и собака»). С тех пор за Каморным закрепилась слава первого любовника.
Скорая женитьба на актрисе Ирине Петровской, рождение дочери, развод с женой, переезд из квартиры (которуюоставил жене), на жительство в гримуборную театра, потом - в собственную комнатку в коммуналке, одновременно - съемки в фильмах «Освобождение», «Карантин», «Кремлевские куранты», «Рудобельская республика», «Люди на Ниле», «Дверь без замка», «Будни уголовного розыска», «Быть человеком», «Стрелы Робин Гуда», «Птицы наших надежд», «Посейдон» спешит на помощь», «Голубые молнии», «Звон уходящего лета», роли в спектаклях ... Удивительно, как все это уместилось в несколько коротких лет.
В 1980-м году Юрию Каморному присвоили звание заслуженного артиста. Он продолжал активно сниматься. В эти это время выходят фильмы «Правда лейтенанта Климова», «Игра без козырей», где он играет прекрасные роли (в одном - морского офицера, в другом - главаря банды). Последняя роль особенно удалась. В ней Каморный выглядит настоящим суперменом - владеет карате, ему везет в картах, его любят женщины. Оно и в жизни так было. Он играл себя.
Многие вспоминают, что Юрий любил красивую, яркую жизнь, любил находиться на грани риска. В свое время писали, что у него была собрана богатая коллекция холодного оружия, в которой находились уникальные экземпляры. Он не только собирал оружие, но и прекрасно владел им, метал ножи в цель не хуже индейцев в каком-нибудь вестерне. Он частенько заглядывал в пивбар по соседству с домом, и был душой собиравшейся там пивной тусовки.
И по-прежнему был популярен у женщин. В период съемок фильма «Игра без козырей», Каморный в Литве познакомился с молодой женщиной, привез ее к себе в Ленинград. Именно она стала участником трагедии.
ПОГИБ, ИГРАЯ?
И сейчас, по прошествии двух десятков лет, никто точно не скажет, что случилось с ним 27 ноября 1982 года.
Из показаний соседей по коммуналке:
- Мы услышали за стеной истошные женские крики, заглянули - девушка забилась в угол, а он стоял на тахте, держа в двух руках по кинжалу. Мы подумали, что он впал в белую горячку и вызвали нарколога. А тот привел с собой милиционеров...
А дальше было так. Милиционеры сделали два выстрела вверх, но одна из пуль рикошетом попала девушку. Она истошно закричала, чем вывела милиционера из равновесия, и третий выстрел он сделал... в актера. Как пояснял потом - метил по ногам, но попал в бедренную артерию. Кровь хлынула фонтаном, и через несколько секунд Каморный скончался.
Как установила экспертиза - в крови его не было ни капли алкоголя, ни наркотиков. Никаких изменений в мозгу. Почему он стоял с кинжалами, почему кричала девушка? То ли рассудок вдруг помутился, то ли приступ ревности? То ли просто роль играл... Тайна.
ОБЕТ МОЛЧАНИЯ
Гибель известного актера, заслуженного артиста республики, как ни странно, прошла незамеченной. Не хотели бросать тень на советскую милицию. Даже в прессе об убийстве Каморного ничего не сообщили, запретили в газетах писать некрологи. Многие друзья, коллеги, как потом оказалось, даже и не знали что он погиб. Простится с ним пришли лишь несколько человек. Надо ли говорить, что испытывала в такой ситуации мать актера, Галина Федоровна Сухорукова? Можно только предположить, что кроме боли от потери сына, была еще и жгучая обида на вопиющую несправедливость, на неблагодарность... Она решила забрать сына ото всех - от журналистов, от публики, от коллег и друзей, увезти от сплетен и пересудов. Как будто его никогда не было. Или как будто он никогда не умирал. Она увезла тело сына в Старую Руссу, где жил ее родственник - Николай Алексеевич Сухоруков, бывший тогда директором завода "Старорусхиммаш". Юрия Каморного скромно похоронили на городском кладбище.
«Говорят, его могилу найти очень трудно - нет на ней не плиты, ни креста», - сообщается в книге «Досье на звезд».
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
Действительно, о том, под заросшим травой холмиком, на котором зимой вырастает целый сугроб снега, покоится известный в стране артист, знали только ближайшие родственники. Мать свято хранила свою тайну, и все 12 лет приносила цветы на дорогую могилу. Когда она умерла, ее похоронили рядом. И только в прошлом году родственники нарушили обет молчания. На таинственной могиле появилась надгробная плита с фотографиями и именами безвестной матери и ее знаменитого сына. По памятным дням на ней по-прежнему можно увидеть цветы, еще приносимые сюда кем-то.
Теперь старорусцы, в обычае которых посещать кладбище по выходным и праздникам, смогут слева от центральной аллеи, ведущей на братское захоронение, увидеть скромную плиту из темного мрамора, помянуть добрым словом Юрия Каморного, повздыхать о его такой яркой и такой короткой жизни, вспомнить фильмы, снятых с его участием. Для того, в общем-то, мы и рассказали эту историю.
Людмила МИТРОФАНОВА