За кадром фильма "Служебный роман": удивительные и малоизвестные факты

За кадром фильма "Служебный роман": удивительные и малоизвестные факты

Замечательная комедия Эльдара Рязанова «Служебный роман», снятая еще в 1977 году, моментально обрела огромную популярность в нашей стране. Уже в первые месяцы с начала проката её успело просмотреть более 58 миллионов человек. Фильм и сегодня любим многими, но большинство его поклонников даже не догадывается о тех секретах, которые остались за кадром.
Вот 20 самых интересных фактов.
1. «Служебный роман» сняли по пьесе «Сослуживцы», которая была написала Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским всего за 1 месяц. Сценарий к фильму они также писали вместе.
2. Актёры для этого фильма тоже подобрались быстро, ведь у Рязанова оставались ценные кандидаты после кинопроб с предыдущих фильмов. Например, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих и Светлана Немоляева проходили пробы в фильме «Ирония судьбы, или с лёгким паром!». Благодаря «Иронии судьбы» также в «Служебном романе» появились Андрей Мягков и Лия Ахеджакова.
3. Рязанов старательно пытался как можно дальше увести образ Мягкова в новой картине от предыдущего популярного персонажа Жени Лукашина из «Иронии судьбы». Актеру придумали нелепые усики и очки в грубой оправе, чтобы создать образ «канцелярской крысы», безынициативного и слабохарактерного кабинетного работника.
4. Алиса Фрейндлих была сразу утверждена режиссером на роль Калугиной. Рязанову и зрителям определенно повезло, ведь это был один из немногих случаев в советском кино, когда режиссеру без кинопроб и отдельного разрешения худсовета позволили снимать актеров по его выбору.
Для создания образа злобной директорши вся съемочная команда долго искала подходящую одежду. В итоге удалось найти старомодный даже для того времени костюм московской фабрики, а обули актрису в подростковые мальчиковые ботинки 36 размера. Однако для завершения образа не хватало какой-то детали. И тут оператор картины Владимир Нахабцев решил принести старые очки своего отца в роговой оправе. Именно благодаря им Алиса Фрейндлих превратилась в настоящую «мымру», которую и хотел видеть режиссер.
5. Олег Басилашвили видел себя исключительно в роли Новосельцева и всячески пытался оспорить непонравившуюся ему сначала роль Самохвалова, убеждая Эльдара Александровича в своей правоте. Однако уже в процессе работы он признал, что Рязанов все роли продумал верно.
6. Кроме того, на съёмках фильма Басилашвили должен был водить машину, хотя совершенно не умел этого делать. Актёру даже наняли инструктора по вождению, но пройти полный курс обучения он так и не успел. В итоге при первой попытке проехаться в кадре актер чуть не разбил камеру, а в при второй – въехал в киоск «Союзпечать». К счастью, все отнеслись с пониманием и не стали его штрафовать.
7. Секретарша Верочка сначала была задумана капризной дамой, замужней за мотоциклистом (актером Александром Фатюшиным). По первой версии сценария, муж постоянно метался между женой и мотоциклом, из-за чего пара все время ссорилась. С Фатюшиным и Ахеджаковой даже было снято несколько сцен, однако актер неожиданно и серьезно заболел. Режиссер ждал его возвращения сколько мог, однако в итоге пришлось все менять: сцены с мужем остались за кадром, а Верочке дали нового мужа, с которым она ругалась только по телефону (к слову, озвучивал мужа в трубке Олег Басилашвили).
8. В пьесе Верочка была молодой длинноногой красоткой. Уже в процессе написания сценария авторы изменили роль под Ахеджакову. Всё, что осталось у Верочки от первого образа, – фанатичная любовь к модным вещам.
9. Актеры часто мастерски импровизировали на съемках. В итоге материала было отснято намного больше, чем вошло в окончательный вариант (почти на три серии вместо двух).
10. По словам Рязанова, сцена «романтического ужина» Калугиной и Новосельцева — исключительная импровизация двух великолепных актёров, где они показали высший уровень актерского мастерства.


11. Также мастерской импровизацией была запомнившаяся многим сцена обращения Новосельцева с «рационализаторским предложением» к Калугиной на торжестве у Самохвалова.
12. Актриса Людмила Иванова очень убедительно сыграла Шурочку, потому что в те годы и правда была председателем месткома в театре «Современник».
13. После сокращения отснятого материала из фильма был вырезан эпизод, где Шурочка, после появления «ожившего» Бубликова, бежит по коридору с криком: «Я не виновата! Умер однофамилец, а позвонили нам!», а на неё идёт с кулаками рассерженный Бубликов. После чего Шура набирается смелости, выходит ему навстречу и громко произносит: «Да здравствует живой товарищ Бубликов!». Затем все аплодируют, а Бубликов удивленно говорит: «Товарищи, спасибо за всё». Также была вырезана сцена производственной зарядки.
14. Действие фильма происходит практически всё время в одном здании статистического учреждения, однако несколько частей этого здания на самом деле снимались в разных местах Москвы.
15. Чтобы уйти от ощущения телеспектакля, где действия происходят только в помещениях, Рязанов решил добавить сцены с пешеходами, пейзажами и улицами Москвы.
16. Герои фильма намеренно были «расселены» в разных районах Москвы и Подмосковья, чтобы можно было показать особенности маршрута движения каждого из дома на работу, а также отразить их социальный статус: начальница Людмила Калугина попала в «элитный» дом на Б.Никитской, Юрий Самохвалов — на улицу Горького (сейчас Тверская), в дом по соседству с Центральным телеграфом в центре Москвы. Квартиры рядовых сотрудников оказались в спальных районах: Новосельцева — в Переулке Чернышевского, секретарши Верочки — на Чертановской улице, а Рыжовой — в Подмосковье.
17. Ольга Рыжова читала стихи Беллы Ахмадулиной «О мой застенчивый герой, ты ловко избежал позора». Эти стихи ранее не были изданы, поэтому актрисе еще несколько лет после выхода фильма приходилось переписывать их от руки по просьбам поклонников и отсылать им.
История с любовными письмами героини Светланы Немоляевой была не просто придумана, а основана на реальной ситуации из жизни коллег-кинематографистов. Их имена до сих пор не называются.
18. Забавный момент: бронзовый конь, которого с таким трудом переносил Новосельцев, оказался «опытным актером». Ранее эта же статуэтка уже засветилась в фильме «Бриллиантовая рука», а также в одной из серий «Семнадцати мгновений весны», в фильмах «Формула любви», «Мой ласковый и нежный зверь» и «Старый Новый год». Позже этот же конь появился в фильме «Ширли-мырли».
19. Слова песни «У природы нет плохой погоды» были написаны самим Рязановым, а музыку написал Андрей Петров (от которого поначалу скрыли истинного автора стихов). В следующем после выхода фильма году песня стала лауреатом фестиваля Песня-78.
20. Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков в 1978 году были признаны лучшими актерами года.
Зрителям только остается поблагодарить актеров за мастерство, а талантливого режиссера и его многочисленную команду – за прекрасный фильм, который стал любимым для нескольких поколений.