Напомним, органы регистрации, которые раньше подчинялись государству, теперь переданы местным советам. Кроме того, нотариусы получили право регистрировать как вторичную, так и первичную недвижимость.
– Если раньше нотариусы могли регистрировать только договоры купли-продажи, мены, наследования имущества, то теперь они могут регистрировать и решение судов (раньше надо было идти в регистрационную службу), а также первичное жилье. Например, вы построили дом – раньше надо было получать декларацию ГАСКА, свидетельство о праве собственности и зарегистрироваться в регистрационной службе. При этом было много нареканий на регистрацию имущества. Застройщики, проводившие реконструкцию жилья, жаловались, что сроки регистрации затягивались, за это запрашивались большие суммы и пр. Теперь же регистрацию можно тоже выполнить у нотариуса, что резко снижает коррупционную составляющую, – уверен вице-президент Ассоциации специалистов недвижимости Украины Игорь Балака. – Однако пока у нотариусов нет нормативных актов или инструкций, которые регламентируют эту деятельность, – ждут разъяснений.
Платить за регистрацию теперь тоже придется по-новому. Раньше регистрация у нотариуса обходилась в 200-500 гривен, теперь же стоимость услуги зависит от срочности — например, в течение двух часов – за 6890 грн., в течение дня – за 2756 грн. – две минимальные зарплаты, течение двух дней – за 690 грн., и за пять дней – 140 грн.
– К сожалению, казначейские счета, куда нужно отправлять госпошлину, пришли нотариусам только в середине января. То есть фактически пол-января нотариусы не имели права заключать сделки, – отмечает Игорь Балака.
К слову, все реестры теперь будут вестись в бездокументарной форме.
– Через положенное время после подачи заявки можно зайти на сайт регистратора и распечатать документ, в котором указано, что вы – собственник, – говорит Игорь Балака. – Правда, зная технические возможности наших служб – когда, например, сайт Госреестра «висел» днями, могут возникнуть сложности с распечаткой.
Вечерний Харьков