В России подходит к концу судебный процесс по делу об убийстве одного из лидеров оппозиции Бориса Немцова. Своими впечатлениями об итогах суда, подлинных заказчиках убийства и положении российских диссидентов с нашим сайтом поделился друг и соавтор убитого оппозиционера Леонид Мартынюк, не так давно получивший политубежище в США.
«К этому процессу я с самого начала относился очень скептически, потому что я уверен, что за убийством Немцова стоит российская власть. Я считаю, что именно Владимир Путин является заказчиком этого убийства. Я не знаю, в какой именно форме он озвучил этот заказ: в качестве прямого приказа или лишь пожелания, но не сомневаюсь в его причастности. Следствие же остановилось на уровне исполнителей, а заказчиком объявлен водитель, у которого на самом деле не было ни ресурсов, ни мотива совершить убийство, а главное – никакой возможности отключить камеры ФСО. Место убийства выбрано как раз очень удобно для тех, кто может контролировать эти камеры и спецслужбы около Кремля – и, соответственно, крайне неудобно для тех, кто их не контролирует», – уверен соратник Немцова.
Леонид Мартынюк отмечает: Виктор Золотов, имевший возможность отключить камеры наблюдения, никогда бы не стал планировать убийство без одобрения Путина.
«Если мы посмотрим его биографию, мы увидим, что с первых дней Путина у власти Золотов был его верным охранником. Кадыров также обязан российскому президенту всем, что он имеет. К тому же важно понимать, что Россия – это мафиозное государство, где может быть только один «пахан», один глава. Люди, совершающие подобные убийства без одобрения босса, должны были бы быть подвергнуты наказанию. Однако Путин не наказал Золотова и Кадырова, напротив, он повысил Золотова, сделав его главой Росгвардии и дав ему огромные полномочия, а Кадырова вновь сделал президентом Чечни. Это больше похоже на благодарность, а не на наказание», – констатировал Мартынюк.
Леонид отмечает: именно Путин, в отличие от Кадырова или Золотова, имел прямой мотив на устранение Немцова, поскольку покойный оппозиционер был одним из немногих, кто не боялся прямо критиковать российского лидера.
«В сегодняшней России разрешено критиковать губернаторов или разоблачать местную коррупцию, но запрещено критиковать лично Владимира Путина, равно как и внешнюю политику страны. Это логично, потому что, к примеру, невозможно отправить зенитно-ракетный комплекс на Донбасс без приказа Верховного главнокомандующего. Борис Немцов не боялся разоблачать преступления российских военных в Украине, и в своих докладах он четко писал именно про Путина и его ближайших друзей. К тому же он никогда не был замешан ни в каких коррупционных делах, и против него невозможно было возбудить ни одно уголовное дело. Он не уходил из политики, и имел практический управленческий опыт. Думаю, что совокупность всех этих факторов давно раздражала Путина», – перечисляет Леонид Мартынюк.
Оппозиционер вспоминает: еще в феврале 2012 года Немцова предупредили о том, что Кремль планирует устранить его.
«Это было в разгар протестов, когда в Москве шли митинги так называемого «белолетночного движения», и на улицы выходило порядка 150 тысяч человек. Борис Немцов и Андрей Пионтковский тогда приехали в Осло по приглашению местного парламента. 28 февраля с ними захотел встретиться бывший чеченский политик, борец за независимость Чечни Ахмед Закаев. В итоге он встретился с Пионтковским и сообщил ему, что в конце 2011 года Кадырову была дана команда организовать убийство двух лидеров оппозиции: Каспарова и Немцова. Плюс к этому глава Чечни обещал прислать в Москву 800 бойцов на случай, если толпа протестующих двинется на Кремль, и придется стрелять в людей. Мы и раньше знали, что чеченские солдаты находятся в президентской гостинице, но Немцов не сразу поверил информации о готовящемся покушении», – рассказывает Леонид.
Однако на следующий день, 29 февраля Путин на встрече со своими доверенными лицами прямо заявил, что лидеры оппозиции «готовы даже сами принести кого-то в жертву и обвинить в этом власти» и «ищут так называемую «сакральную жертву» из числа каких-нибудь заметных людей».
«Тогда Немцов и Пионтковский уже отнеслись к предупреждению Закаева серьезно. Пионтковский написал статью «Путин готовит сакральное убийство?», где прямо указал, что «сакральные жертвы» – это не что иное, как политические убийства по заказу высшей российской власти». Возможно, именно утечка в СМИ заставила Кремль отложить свой план. К тому же митинги пошли на убыль, и Путину даже не пришлось применять присланных Кадыровым 800 бойцов», – предполагает Мартынюк.
Леонид отмечает, что Немцов в личных разговорах с ним признавался: против него могут возбудить уголовное дело, и он готов в этом случае уехать из страны, поскольку тюремный срок лет на 10 означал в его возрасте конец жизни – выйти после этого живым и здоровым из российской колонии было бы просто невозможно. Весной 2014 года Немцов даже полтора месяца жил в Израиле, но потом вернулся назад.
Еще одним доказательством того, что убийство Немцова невозможно было организовать без соучастия спецслужб, Леонид Мартынюк называет слежку ФСБ, которая постоянно велась за оппозиционным политиком.
«Немцов всегда знал, что если он разговаривает по телефону, его слушают. В конце 2011 года часть его переговоров были даже выложены в сеть. Он написал по этому поводу заявление в полицию, но никого так и не наказали. Понятно, что в России – стране, где все контролируется спецслужбами, – невозможно делать такие вещи безнаказанно без санкции ФСБ. И Немцов, и его соратники рассказывали, что за ним постоянно ходит «наружка». Когда он приезжал к нам в Краснодар, я сам видел, что за нами ходила толпа и ФСБшников, и «нашистов», – сообщил Мартынюк.
Оппозиционер также ставит под сомнение личность некоторых установленных судом исполнителей убийства, в частности, Заура Дадаева, который по версии следствия должен бы быть левшой, однако в ряде случаев проявляет, что является правшой. Что касается Анзора Губашева и Беслана Шаванова, Леонид, основываясь на материалах следствия, склоняется к тому, что они действительно участвовали в слежке.
При этом, по мнению соратника Немцова, создать хороший фильм о Борисе в современной России попросту невозможно. К примеру, нашумевшая лента «Слишком свободный человек» детально показывает 90-е годы, но не касается версий убийства Немцова, равно как почти не затрагивает содержание его последних докладов, особенно на украинскую тематику.
«Если убивают лидера демократической оппозиции, а следствие и суд при этом превращаются в фарс, то любой честный журналист, который берется за тему Немцова, обязан провести свое расследование его смерти, тем более что заказчик преступления до сих пор не назван. Если это не было сделано, то я могу как минимум назвать эту работу не очень смелой. Может быть, именно поэтому в фильме не были подробно рассмотрены его последние доклады. Я сам делаю видео, и понимаю, что нелогичность в сценарии сразу будет заметна. Возможно, что создатели фильма поняли: если рассказать о последних докладах Немцова, следующим шагом логично будет рассказывать о его убийстве, поскольку именно эти доклады привели к убийству. Однако в современной России поднимать эту тему запрещено», – предполагает Леонид.
По мнению Мартынюка, нынешним лидерам российской оппозиции в принципе трудно оставаться независимыми, учитывая, что ФСБ по примеру советского КГБ «вербует все, что только движется».
«Чтобы получить доступ к выборам, люди чаще всего вынуждены идти на какие-то компромиссы. Я бы не сказал, что в России сейчас существует оппозиция, поскольку по сути своей, оппозиция – это некие политические силы, которые имеют возможность попасть во власть при помощи выборов. В России нет выборов, потому нет и оппозиции. Однако в России есть честные диссиденты, и даже Навального можно назвать скорее диссидентом, популярным блогером, чем политиком. Однако пока у этих диссидентов нет шансов прийти к власти», – заключил Леонид Мартынюк.