"Заметки на полях" - Марина Шаповалова

"Заметки на полях" - Марина Шаповалова

Суждения о том, что все «красные линии Путина» - фуфло, что он ничего «такого тактического» по Украине не применит, потому что … (вставьте хоть весь диапазон рациональных аргументов), стоят недорого. Не больше, чем мои (и не только) предвоенные уверения, что не нападёт, а лишь крупно и размашисто блефует. Все аргументы тогда тоже были в нашу пользу: и невыгодно, и глупо по последствиям для России, и войск для вторжения у границ до смешного мало, и т.д. Я только в день «признания ЛНР/ДНР» поняла, что ошиблась. За два с половиной дня до. Рациональные аргументы тут не работают, это пора бы понять.

Помешать применению может другое: неисполнение отданного приказа. Оценить вероятность такого варианта не берусь. Могу лишь предположить, что на низовом исполнительском уровне она близка к нулевой или вовсе нулевая: никто не решится. Больше надежд в этом смысле на «верхушку», включая ближайшее окружение Путина – там больше желающих и способных избежать такого развития событий. Но есть нюансы. Все эти люди давно и прочно загнаны западными санкциями под Путина без стратегии выхода. А это как раз то, что помешало им остановить в зародыше войну, которой они тоже не хотели.

Поэтому, как мне кажется, вопрос тоже упирается в Трампа. В том смысле, есть ли у заинтересованной части путинского окружения контакт с избранным президентом насчёт той же стратегии выхода для себя. Или наоборот: может ли Трамп убедительно сказать самому Путину, почему ему не стоит рисковать их «хорошими отношениями». Других рисков лично для Путина нет.

Ну и попутно замечу, что санкции вообще работают только так: после анонса – за что, какие и когда, и в ансамбле со стратегией выхода для желающих и способных предотвратить нежелательное. А после того, как санкции без выходов введены, начинается работа по нормализации в новых условиях. И всё.

Поэтому Чичваркин прав: миром, на пару с явной лажей, правят конченые долбодятлы.