ПРОЩАЙ, НАДЕЖДА НА ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ УКРАИНЦЕВ И ПОДЪЕМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
После того, как в текущем 2021 году НБУ запустил цикл агрессивного поднятия учетной ставки, доведя её уже в июле до 8% годовых (и это еще не вечер), кредитование банками реального сектора экономики стало замирать. Риски резко возросли, предприятия испытывают денежный голод.Что дальше? Давайте порассуждаем. При постоянно возрастающей стоимости долга и снижения платежеспособности населения в состоянии ли украинские предприятия создавать новую продукцию? Думаю, вряд ли. Смогут ли собственники и акционеры финансировать инвестиционный цикл подготовки производства? Вероятнее всего, что нет.А ведь Национальный банк ранее выдавал рефинансирование коммерческим банкам под предлогом, что деньги должны дойти до реального сектора и промышленность начала бы выкарабкиваться из кризиса. Но это так только в теории, а на практике, выходит, главная задача – не допустить уменьшения доходов банков от спекулятивных операций (преимущественно на рынке ОВГЗ).
Ну, а украинские производители пусть идут туда, куда их посылали и посылают все последние годы.
Кстати, один мой знакомый банкир недавно убеждал меня в том, что даже точечно не следует помогать ряду наших предприятий, так как они, по его выражению, уже превратились в ведра с гайками. И единственный для них выход лежит через процедуру банкротства.
Отсюда, надо полагать, и грустная бесплодность Кабмина и Нацбанка. Конечно, это хорошо, что частные банки, в отличие от государства, не кредитуют так называемые ведра с гайками. Но коммерческие банки заодно не кредитуют и конкурентоспособные предприятия реального сектора экономики. Производители, обращаясь в банки за кредитами, говорят: дайте нам дешевые деньги. А откуда они возьмутся, если дешевых денег в экономике Украины нет, есть только дорогие и на очень короткий срок.
Деньги… они – безграничны. Их эмитирует государство. Это такой неисчерпаемый ресурс. Но если Украина не создаст свой национальный механизм использования денежной эмиссии для целей экономического развития – мы неизбежно проиграем. Например, подобную программу успешно реализовывает Китай, где есть финансовый план вместе с планом развития экономики страны. У них также есть и очень жесткий механизм личной ответственности топ-менеджеров, которые реализуют такие проекты развития.
А пока я, откровенно говоря, жду в ближайшее время интересные валютные качели на нашем рынке. Банки об этом знают, а, может быть, сами их и готовят? Почему бы банкирам в который уже раз не поиграть в эту увлекательную и очень доходную игру с валютой, ведь надежных украинских заемщиков для кредитования практически не осталось.