С чистой политикой все же проще. Выдворяют, скажем, российских дипломатов, и атташе с советниками под стенания жен собирают чемоданы. МИД считает их по головам и высылает столько же западных. Ответ зеркальный, лицо сохранено.
Сложнее с санкциями. Дать распоясавшемуся Западу полную симметричную оборотку банально не позволяет отечественная экономика, перманентно находящаяся в состоянии ожидания прорывного роста. Даже если исходить из того, что от санкций в равной степени теряют обе стороны, то очевидно больше страдает беднейшая. Например, если я отравлю корову из соседского стоголового стада, а сосед в ответ отравит мою - единственную, то у него останется еще девяносто девять буренок, а у меня лишь колокольчик на веревочке. Поэтому кремлевское начальство прибегает к ответам асимметричным. Скажем, запрещает усыновление российских сирот или отказывается закупать американские лекарства для собственных граждан. Первый ответ окрестили «законом подлецов», второй справедливо назван Юлией Латыниной «законом палачей».
Поскольку российское государство, повинуясь непреклонной воле национального лидера, регулярно устраивает большие и мелкие пакости соседям по планете, то санкции идут сплошной чередой. Оставлять их без внимания великой державе не к лицу, надо хоть что-нибудь ответить на каждый наглый выпад заклятых партнеров.
Над этим в поте лица трудится департамент информации МИД РФ во главе с Марией Захаровой. Ее очень много. В посткрымские времена ее живое, по-своему привлекательное лицо не покидает главные российские телеканалы. Те же, кто пренебрегает прикремленным телевидением, неотвратимо натыкаются на Марию Владимировну в соцсетях и на новостных сайтах. Никуда не деться от многочисленных интервью, комментариев и официальных заявлений этой удивительной женщины.
Чувствуется, что ее интеллектуальные возможности значительно выходят за рамки отведенной ей скромной роли ретранслятора шефа-министра, который, в свою очередь, несет в мир экзотические, а подчас и апокалиптические идеи своего кремлевского патрона. Иногда сквозь эмоции в ее голосе чудится страдание от невозможности напрямую, без дипломатических вывертов высказать правду-матку о так называемом Западе от Европы и Америки до Австралии и Японии включительно. Стиснутая содержательными рамками дипломатка берет реванш при выборе формы изложения. И тут уже она демонстрирует собственный неповторимый стиль, хотя и опирающийся на богатые традиции мидовских златоустов от покойного Чуркина до ныне здравствующего Лаврова. Министр предоставляет Захаровой определенную творческую свободу, понимая, что отлаиваться за начальственные выверты приходится именно ей.
Стилевые таланты официальной представительницы оказались в значительной мере востребованы в деле Скрипаля. Не отклоняясь от генеральной линии Кремля, ей пришлось раз за разом озвучивать все более диковинные версии: вначале отравления не было вовсе, потом отравили, но не нашим ядом, потом нашим, но не мы, и вот наконец выясняется, что Юлии Скрипаль ввели яд британские медики, когда она находилась в состоянии комы. При этом непонятно, кто же вверг несчастных в это состояние. Получается, что британские спецслужбы, исполняя приказ обуянной русофобией королевы Елизаветы II, подкараулили бывшего двойного агента с дочерью возле паба, втолкнули их в спецмашину, замаскированную под скорую помощь, доставили в спецгоспиталь, где, не теряя времени, ввели обоих в состояние комы, вкатили по порции яда и тут же дали антидот. Несмотря на убедительность и даже очевидность этой изящной версии, Захарова с присущей ей фактологической щепетильностью, подкрепила ее многочисленными историческими ссылками, наглядно рисующими глубину морального падения Соединенного Королевства. Перечисление преступлений, совершенных злокозненными островитянами, заняло около часа - от завоевания Ирландии в XII веке до войны с зулусами в Капской колонии в 1870-е годы. Мария Владимировна настолько увлеченно рассказывала о том, как британцы проводили имперскую политику, практиковали политические убийства по всему миру и, подумать только, захватывали чужие земли, что, казалось, речь идет о событиях отечественной истории. Когда же с горьким удивлением узнаешь, что вездесущие английские спецслужбисты участвовали в убийстве Распутина, то последние сомнения в деле Скрипаля отпадают сами собой. В самом деле, кто еще мог отравить английского шпиона в Англии, если не сами англичане - потомки тех англичан, чьим револьвером был сделан контрольный выстрел в голову любвеобильного старца? Ну и вишенкой на торте выглядит участие коварных бриттов в удушении Павла I в 1801 году. О возможной современной параллели давнему цареубийству невозможно думать без содрогания. Иной неокрепший ум может посетить абсурдная мысль, а не готовят ли и сегодня некие русофобские силы аналогичное злодеяние, которое впоследствии можно будет свалить на кровожадных англичан? Не является ли не в меру разговорившаяся мидовская представительница тайным адептом этих сил?
Выступление Захаровой следует признать блестящим асимметричным ответом зарвавшемуся Альбиону, поскольку зеркальный ответ в деле Скрипаля выглядит трудноосуществимым. Для этого пришлось бы где-нибудь в Саратове отравить какого-нибудь бывшего российского шпиона английской национальности и объявить это делом рук МИ-6, да еще так, чтобы весь мир в это поверил, повыгонял отовсюду британских дипломатов и ввел санкции против известного своими людоедскими обычаями островного государства. Провести такую операцию сложно даже суперпрофессионалам из ФСБ по приказу сами знаете кого. В том смысле, что отравить-то как раз нетрудно, но заставить поверить мир в нужную версию не позволит специфическая репутация нынешней российской власти.
Помимо Захаровой, виртуозом асимметричного ответа показал себя сенатор Пушков, объявив алкоголичками не кого-нибудь, а королеву и премьер-министра Великобритании. «До обеда Елизавета II выпивает коктейль с джином и еще один, из вина со льдом и лимоном, - заявил он в телеинтервью, очевидно на основании многолетней дружбы с королевой. - После еды она пьет бокал вина с плиткой шоколада. Она пьет также сухой мартини. Под конец дня она любит выпить холодного шампанского». При этом лицо сенатора выражает неподдельный ужас человека, имеющего неудачный опыт смешивания спиртных напитков, хотя и менее изысканных, но употребленных в значительно большем объеме. Пушков даже отыскал «эксперта», который уверенно заявил, что Тереза Мэй часто пьет бренди, так как «держит бокал не за ножку, а за чашу, согревая содержимое», - передает The Sun. Сообщение сенатора окончательно расставляет все по местам. Поскольку две самые высокопоставленные женщины Великобритании на поверку оказались горькими пьянчужками, то приказ об отравлении Скрипалей вполне мог быть отдан между бокалами бренди.
Справедливости ради следует признать, что не все российские асимметричные меры направлены на борьбу с собственным населением. Бывает и наоборот - электорату предоставляется возможность облегчить санкционные тяготы и лишения. Например, сразу после введения недавних ограничений, обрушивших рубль и российский фондовый рынок, президент Путин подписал закон, по которому с 1 января 2019 года россияне могут бесплатно и бесконтрольно собирать валежник в лесу для собственных нужд. Сейчас, оказывается, для этого требуется разрешение от местных властей, оформление которого может занять до 120 дней. В воображении сразу возникает бескрайняя сибирская тайга с маленькой избушкой на опушке. К избушке тянется длинная очередь из одетых в ватники крепких мужчин. За окошком сидит строгого вида женщина в форме лесничего со скрещенными дубовыми листьями в петлицах. Мужчины протягивают ей добытые в муках разрешения на сбор валежника с фиолетовыми печатями, и женщина, тщательно изучив документ, поднимает шлагбаум. Очередной счастливчик проходит в тайгу. Теперь с этим безобразием покончено. Вновь избранный президент избавил подведомственный народ от произвола местного начальства. Непонятно только, почему надо ждать до нового года. Но ничего не поделаешь, закон есть закон. Можно предположить, что 31 декабря 2018 г. под бой курантов сибиряки, пьянея от предоставленной свободы и увязая по пояс в снегу, неостановимой лавиной рванут в тайгу за валежником.
В эти же дни президент Путин поручил правительству принять асимметричные меры по контролю продукции «сыроподобного типа» на территории России. То есть помимо запрета импорта европейского сыра в виде антисанкций, перекрываются поставки молочной продукции из вражеской Украины и примкнувшей к ней Беларуси. Такую заботу о собственных гражданах, проявленную лично президентом, невозможно себе представить ни в Америке, ни в Европе.
Но смутные сомнения в верности российского, всегда особого, асимметричного, не признающего общего аршина курса все же остаются. Становится немного не по себе, когда президент ядерной державы начинает заниматься валежником и сыром. Сразу начинают мерещиться очереди за хлебом и шелест продуктовых карточек.
Поневоле начинаешь думать, что когда в России непьющий чекист дорывается до власти, добра не жди. Ей-богу, лучше бы уж бухал, как английская королева.