38 лет назад, 3 марта 1981 г. скончался знаменитый советский актер Олег Даль. На 40-м году жизни у него случился сердечный приступ, но за свой короткий творческий путь он успел сыграть более 55 ролей в кино, многие из этих фильмов стали признанной классикой советского кинематографа. Одна из таких работ – роль Жени Колышкина в военной трагикомедии «Женя, Женечка и «Катюша». За кадром осталось много интересного: зрители не знали о том, что в главной женской роли могли бы увидеть Кустинскую, а съемки оказались под угрозой из-за того, что Даля забрали в милицию…
Этого фильма могло бы и не быть – режиссер Владимир Мотыль собирался снимать картину о декабристе Кюхельбекере, но сценарий о мятежниках по «Кюхле» Тынянова в секторе кино ЦК КПСС посчитали опасным и порекомендовали режиссеру выбрать другую тему. Мотыль решил снимать о Великой Отечественной войне, но при этом оставить главного героя похожим на полюбившегося ему декабриста – таким же нескладным и чудаковатым мечтателем. Отсюда родился и жанр героико-лирической комедии – в серьезной военной драме такой герой выглядел бы нелепо.
Это был фильм не о войне, а о современном Дон Кихоте и о любви. «Меня не интересовали баталии. Гораздо важней представлялось проникнуть во внутренний мир героев», – говорил режиссер. За помощью в написании сценария Мотыль обратился к фронтовику Булату Окуджаве, отлично знавшему солдатский быт. Свой выбор он объяснял так: «Я обожал этого стойкого, маленького, худенького солдатика. Помня его обруганную автобиографическую повесть «Будь здоров, школяр», я был уверен, что тема задуманного фильма ему будет очень близка». А Окуджава признавался, что этот сюжет будто витал в воздухе, и они с Мотылем, еще «ничего не зная друг о друге, поймали один и тот же сюжет».
На главную женскую роль худсовет утвердил Наталью Кустинскую, но когда режиссер приступил к съемкам, он понял, что она совершенно не попадает в характер героини: «Она хорошая актриса… в опереточно-водевильном плане. Мне понравилось, как она сыграла в паре с Натальей Фатеевой в фильме «Три плюс два». Но она была бесконечно далека от задуманной мною фронтовички. Кустинская не могла с ходу отшить неугодного кавалера, в ней не было органической грубости воюющей связистки. Отсняв всю летнюю натуру, я категорически заявил: «Или я убираю Кустинскую, или не снимаю картину». Актрису после этого действительно сняли с роли, но на общих планах она все же осталась.
Из-за поиска новой героини работа над фильмом была приостановлена. Ни в ленинградских, ни в московских театрах найти подходящий типаж не удалось. И только в щукинском училище ему порекомендовали одну из выпускниц, которая во время учебы подавала большие надежды, но реализоваться как актриса так и не смогла, и устроилась на оборонный завод в Подольске по своей первой специальности. Галину Фигловскую разыскали и предложили ей роль Женечки Земляникиной. Оказалось, что это точное попадание в образ. Булат Окуджава был доволен этим выбором – сказал, что это настоящая фронтовичка.
В главной мужской роли и Мотыль, и Окуджава видели Олега Даля – по их мнению, внешне он не вполне соответствовал типажу главного героя, но зато по характеру подходил идеально. Правда, кинопробы актер провалил одну за другой. Режиссер рассказывал: «Мне говорят: «Володя, ты разве не заметил, что Даль «под балдой»? Я подошел к Олегу и сказал: «Ты был не в форме, давай назначим вторую пробу, имей в виду, в таком виде тебя на роль никто не утвердит». Он приезжает – еще в более сильном подпитии. Я понял, что Олег находился в тяжелом запое. Отдавая должное его таланту, я назначил третью пробу… На третью пробу Даль приехал,… с ходу прочитал отрывок, все ахнули – Олег сразу «схватил характер» своего героя, хотя Даль по жизни был ироничным, замкнутым человеком, а его герой – открытый и простодушный… Он живёт в своём фантастическом, выдуманном, иллюзорном мире… Совершенно не ощущает, что он на реальной войне, и от этого происходят все его приключения. Даль был точный, снайперский выбор на эту роль».
Когда Даль выходил на съемочную площадку – он сразу же преображался. Что бы ни говорили о его сложном характере, актером он был высочайшего класса. Хотя режиссерам с ним приходилось очень нелегко. Дважды во время работы над фильмом у него были срывы, он уходил в запои. После этого режиссер снимал эпизоды, где главного героя можно было поставить спиной к камере – лицо у него было слишком отекшим, а взгляд – мутным. Однажды в состоянии опьянения Даль устроил скандал в гостинице, где жила съемочная группа – он оскорбил дежурную по этажу, не выдававшую ему ключи от номера, а та вызвала наряд милиции. И актеру дали 15 суток за хулиганство. Как режиссер ни старался – наказание не отменили. Разрешили только под стражей доставлять его на съемочную площадку в случае необходимости.
Режиссер переживал по поводу того, что из-за этого инцидента съемки вообще окажутся под угрозой срыва, но «кутузка» неожиданно пошла актеру на пользу – под конвоем он не мог достать выпивку, к тому же пережитый на суде шок привел его в чувства. Мотыль говорил: «Артист внутренне перестроился, более покладистого и понятливого Даля, как в тот период, я не припомню. Когда он сидел после пьянки «на губе» – ему нужного самочувствия не нужно было занимать. Оно уже было. Это оказались лучшие куски в картине».
Многие сюжетные линии фильма были основаны на реальных событиях. Так, эпизод, в котором советский солдат, заблудившись с посылкой, попал к немцам под Новый год, заимствовали из фронтовых газет. Сцена на Балтике, где Земляникина и Колышкин разминулись в трех шагах, была автобиографичной – у родителей режиссера тоже был похожий случай. Многие реальные детали, диалоги и образы привнес в сценарий Булат Окуджава.
Одну из первых своих ролей в этом фильме сыграл Михаил Кокшенов. Он выглядел полной противоположностью Далю, но во время съемок они сдружились и часто вместе хулиганили – разгуливали по Калининграду, где проходили съемки, в военной форме, и представлялись «отдельной частью железнодорожного флота» или «морской кавалерией». Попадание Кокшенова в образ тоже было максимально точным. Мотыль о нем говорил, улыбаясь: «103 кило весу, и ни одной мысли в глазах – цивилизация прошла мимо».
Решение режиссера снять о войне комедию был не всем понятно – по мнению киночиновников, шутить на эту тему было недопустимым, и фильм пытались запретить как отрицающий героизм советских солдат. Высокие армейские чины грозились «стереть создателей этой стряпни в порошок». В прокат фильм вышел только «третьим экраном» – его показывали в клубах и окраинных кинотеатрах. Но у зрителей он пользовался огромным успехом, а самое главное, его приняли фронтовики. В год премьеры фильм посмотрели 24,5 млн человек.