«Жить ясно и честно, достойным своей страны»

«Жить ясно и честно, достойным своей страны»

5 сентября 1940 года в «Пионерской правде» начали печатать повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Несколько поколений ребят учились на этой книге очень важным вещам.

Интересно, что советская власть почувствовала какую-то угрозу в этой книжке, казалось бы являющейся образцом лояльной режиму литературы. Когда «Пионерка» напечатала первые главы книги, появился донос и повесть запретили. Писателя обвинили в попытке подменить деятельность пионерской организации им. В. И. Ленина подпольным детским движением. Повесть, Гайдара, редакцию «Пионерской правды» и отдел печати ЦК ВЛКСМ спасло высшее партийное руководство: рукопись легла на стол Самому. Вождю история о Тимуре и его команде понравилась и криминала он в ней нашел.

Фильм «Тимур и его команда», снятый режиссёром Александром Разумным по оригинальному сценарию Аркадия Гайдара, вышел на экраны в 1940 году. Кинолента была восстановлена в 1965 году, некоторые сцены переозвучены.

Новая версия фильма была сокращена на 1 минуту 50 секунд за счет изъятия сцены, снятой по настоянию начальства. В ней Тимур и Женя въезжают на мотоцикле в ночную Москву и, пропуская перед собой колонну красноармейцев-будёновцев на лошадях, останавливаются перед памятником Сталину. Гайдар потребовал эту сцену убрать, сказав: «Я не хочу выглядеть лизоблюдом». Кремлёвские верхи такой изъян «простили», сделали вид, что не заметили. Однако, когда пришло время получать государственные награды, Гайдар обнаружил, что удостоен лишь самого скромного из всех орденов СССР — ордена Знак Почёта.


 В простых гайдаровских фразах есть какая-то магия: они несут мощный заряд детской «всамделишной» правды и искреннюю уверенность, что если поступать правильно, то всё в конечном счёте будет хорошо. Вообще-то неплохо, когда дети верят в такое...

***

 — «Ах, как ваша сестра прекрасно играет!» Прекрасно! Вы бы лучше послушали, как она прекрасно ругается.

***

Олечка, не ходи на инженера, ходи на доктора, — заговорила Женя, подсовывая Ольге настольное зеркало. — Ну, погляди: какой из тебя инженер? Инженер должен быть — вот... вот... и вот... (Она сделала три энергичные гримасы.) А у тебя — вот... вот... и вот...Тут Женя повела глазами, приподняла брови и очень неясно улыбнулась.

***

Она бухнула кастрюлю с молоком на примус, потрогала лежавшую в кармане записку и спросила:

– Оля, бог есть?  
– Нету, – ответила Ольга и подставила голову под умывальник.  
– А кто есть?  
– Отстань! – с досадой ответила Ольга. – Никого нет!

***

«…а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум».

Это что такое, я не знаю, – насмешливо объявил Квакин. – Вероятно, ругательство или что-нибудь в этом смысле.

– Это такое международное слово. Бить будут, – объяснил стоявший рядом с Фигурой бритоголовый мальчуган Алешка.

***

Если человек прав... то он не боится ничего на свете. Только ему все равно больно...

***

– А какая была коза! Ну, голубь, а не коза. ... – Голубь, – отодвигаясь от бабки, огрызнулась Нюрка. – Как почнет шнырять рогами, так не знаешь, куда и деваться.

***

— Он проспит. 
— Клевета! Я встаю вместе с первым лучом солнца. 
— Я не знаю какой у солнца луч первый, какой второй, но он проспит обязательно» 

***

– Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же.

Тимур поднял голову. Ах, и тут, и тут не мог он ответить иначе, этот простой и милый мальчишка! Он окинул взглядом товарищей, улыбнулся и сказал:

– Я стою… я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны, Значит, и я спокоен тоже!