Зинаида Шарко за всю свою творческую биографию сыграла больше ста ролей в театре и в кино, но зрители запомнили ее по одной роли – Анарды в фильме «Собака не сене». Несмотря на то, что это была роль второго плана, она стала ее визитной карточкой, и даже когда актриса приходила в магазин, там ее встречали фразой: «Ой, смотрите, «собака не сене» пришла!» Таких творческих вершин в ее жизни могло бы быть намного больше, но режиссеры не приглашали ее сниматься...
С самого детства Зинаида Шарко отличалась упрямым нравом и боевым характером. Во время Великой Отечественной войны 12-летняя Зина выступала перед ранеными в госпиталях, еще тогда решив стать артисткой. И хотя родители не одобряли ее выбора, после школы она уехала покорять столицу. Примером для подражания она считала Аллу Тарасову, и сама мечтала стать драматической актрисой. Однако еще во время учебы в театральном училище ей предлагали только амплуа характерных актрис, обратив внимание на ее склонность к эксцентрике.
Считая, что ей не дают раскрыть свой потенциал, Зинаида Шарко переехала из Москвы в Ленинград. Там она окончила театральный институт и поступила в труппу Театра Ленсовета. Однако режиссер Николай Акимов не доверял ей значительных ролей. Когда она попыталась выяснить, за что попала к нему в немилость, он ответил: «Зиночка, если я попрошу любую актрису встать на голову, она немедленно встанет, и только Вы непременно спросите: «Почему?» Многие артисты и режиссеры считали ее бескомпромиссной, ее коллега Инна Чурикова говорила: «Характер у нее – кремень!», а Марина Неелова называла ее «бархатным кулаком в железной перчатке» – ведь Шарко всегда старалась скрыть свою ранимую натуру.
Впервые зрители увидели Зинаиду Шарко на экранах в 1954 г., хотя вряд ли тогда они запомнили актрису – ей досталась эпизодическая роль в фильме «Мы с вами где-то встречались», где она произносила всего одну фразу. Спустя два года был еще один эпизод в фильме «Старик Хоттабыч» – там она предстала в образе продавщицы мороженого. К сожалению, режиссеры не видели в ней потенциала драматической актрисы и главных ролей не предлагали. А вот в театре ее судьба сложилась куда более успешно. В начале 1960-х гг. театралы со всей страны приезжали в Ленинград, чтобы увидеть Шарко в спектакле «Пять вечеров». Об этой ее работе даже писали во всех учебниках для студентов театральных вузов.
Хотя Зинаида Шарко никогда не была красавицей, она всегда пользовалась успехом у противоположного пола. В молодости у нее было много поклонников. За кулисами ее называли «Лучшие ножки Ленинграда», молодые актрисы старались ей подражать. Она была окружена самыми талантливыми и красивыми мужчинами, ее гражданскими мужьями были режиссер Игорь Владимиров и актер Сергей Юрский. Но на первом месте для актрисы всегда оставалась ее профессия, чего она никогда не скрывала, а главным мужчиной в своей жизни, кроме сына Ивана, она называла режиссера Георгия Товстоногова, который считал ее своей любимой актрисой.
В Большом драматическом театре актриса провела полвека, сыграв за это время во всех самых знаменитых постановках. Зинаида Шарко позволяла себе спорить с режиссером и даже вступать с ним в пререкания прямо во время репетиций, но ей он прощал многое. Однажды Товстоногов ей сказал: «Вы мне понравились, потому что сразу берете быка за рога». Она была неистовой во всем – и в любви, и в работе. Многим эта ее особенность была не по нраву, и лишь немногие режиссеры знали, как можно было направить эту неистовую энергию в нужное русло. И получали превосходный результат. Спустя годы, уже после смерти Товстоногова, актриса признавалась, что продолжала играть словно с оглядкой на него, и даже на его похороны не смогла пойти, чтобы с ним не прощаться.
Режиссеры редко приглашали ее сниматься – называли некиногеничной, говорили, мол, ее не любит камера, операторы жаловались на то, что на нее нужно 2 часа выставлять свет, чтобы она хорошо выглядела в кадре. Поэтому многие пробы для нее оканчивались ничем. Актриса не признавалась в том, что ее это задевало: «Ну, не получила роль – так еще получу, в уныние никогда не впадала». До 39 лет Шарко играла только малозаметные эпизодические роли, пока не снялась в «Долгих проводах» у Киры Муратовой, а свою первую большую роль в кино получила только в 50 лет – в фильме «Фантазии Фарятьева».
Но и ее роли второго плана запоминались зрителям. Так, Анарда в «Собаке на сене» была не менее ярким персонажем, чем главные герои в исполнении Маргариты Тереховой и Михаила Боярского. Зинаида Шарко никогда не жаловалась на свои проблемы и трудности и соглашалась на съемки даже тогда, когда по состоянию здоровья не могла в них участвовать. Так, на съемочную площадку «Собаки на сене» актриса пришла на костылях – незадолго до этого она сломала ногу. Но в кадре не было видно, каких усилий ей стоили эти съемки, она даже не хромала.
Ее энергии хватало и на посиделки после рабочего дня, и на ранние утренние съемки. Елена Проклова вспоминала, что она все время проводила с молодежью, будучи очень легкой и обаятельной, веселой и непосредственной в общении. Единственное, от чего Шарко страдала в кино – от необходимости прощаться со всеми после завершения съемок. Она признавалась, что очень скучала по этой атмосфере и по своим коллегам и тяжело переживала момент окончания работы над фильмом.
Она выходила на сцену до тех пор, пока могла самостоятельно передвигаться. В 85 лет Зинаида Шарко в течение 2,5 часов выступала в спектакле, где играла главную роль, – она всегда считала самым большим подарком в свой день рождения выйти на сцену. И в зрелом возрасте актриса не жаловалась на здоровье и не рассказывала никому о своих трудностях. Почти никто не знал о том, что она перенесла тяжелую онкологическую операцию. И никто не подозревал, какой одинокой актриса оставалась до конца своих дней.