Рынки входят в конец года в прекрасном настроении. Рождественское ралли как оно есть. В семьях инвесторов и спекулянтов ждут подарков от Санта-Клауса, ведь папы и мамы получат щедрые бонусы. И даже ФРС, которая становится все более жесткой, ускорено сокращает программу печатанья денег и даже анонсировала тройное повышение ставки в следующем году, что могло бы довести до инфаркта спекулянтов еще год назад, не может остановить покупателей. А омикрон, спросите вы? Неужели он не волнует инвесторов и спекулянтов, особенно, учитывая его какую-то паранормальную заразность. И невысокую степень защиты, которую способны обеспечить лучшие мировые вакцины против этого конкретного набора мутаций. Но, пока никто не напуган, а многие инвесторы или спекулянты воспринимают омикрон как своеобразный вариант вакцинации для тех, кто не хочет вакцинироваться (вот тут открывается огромный простор для теорий заговора), ведь пока он, поражая все, что движется, не проявляет жестокость и имеет значительно более легкое течение. По крайней мере по данным текущих исследований.
И только в четверг рынок решил скорректироваться до уровня 4568 пунктов, вспомнив, что слишком дорого стали стоить акции-мэмы, разгоняемые по тик-токам и другим способам убить время для людей, которые не хотят возвращаться на работу. Что, кстати, может стать очень серьезной проблемой в ближайшие годы. Даже Блумберг уже отмечает, что множество американцев решили, что просто сидеть дома и не работать, особенно когда твое правительство завалило тебя деньгами, очень даже неплохо. Это подается как «перемога», ведь больше молодежь не стремится за «успешным успехом», а значит выздоравливает от непонятно чего. Но суть в том, что просто есть еда и нет мотивации идти работать. И это, кстати, усложняет борьбу с инфляцией. Ведь не позволяет увеличить предложение на фоне большого спроса. Люди сидят дома и потребляют, но не хотят идти на работу и производить. А мексиканцев на всех не хватает.
Конечно, на развивающихся рынках своя история. И не только в Украине. Например, в Турции продолжается свободное падение лиры. Которая с утра в пятницу уже стоит 16 лир за доллар. Кажется, Эрдогану кто-то в детстве подарил книгу вредных советов и он продолжает хранить ее на своей прикроватной тумбочке, рядом c Кораном. И вот когда все Центральные Банки в мире повышают ставки или готовятся повысить в борьбе с инфляцией (на этой неделе, например, повысил ставку Банк Англии), Эрдоган приказывает своему регулятору ставку понижать. А теперь в Турции решили поднять на 50% минимальную зарплату. Как раз поможет побороть инфляцию. И теперь остается только предполагать, когда закончится запас прочности турецкой экономики. А украинский сегмент еврооблигаций продолжает страдать от осеннего обострения Путина, которое плавно перешло в зимнее.
Несмотря на тот факт, что Байден и Путин поговорили, украинский сегмент остается под давлением. На этой неделе украинские суверенные облигации потеряли 2-3 пункта. Лондонские инвесторы продолжают читать западную прессу, а там продолжают писать о том, что Киев готовится к бомбардировкам. И это не помогает принять решение покупать украинский долг. Пока что неплохо держатся варранты. Может быть, именно этот фон продолжает держать под давлением гривну. Которая, вроде бы, воспрянула духом после виртуального свидания Путина и Байдена, но сейчас снова вернулась куда-то к отметке 27,2. И если в мире Санта-Клаус рали, то мы, в Украине, в праве были бы рассчитывать на свое. Ралли. Например ралли имени Святого Николая на украинской бирже. Но сразу видно, что наши святые — люди простые, на фондовых рынках не играют. Более того, даже и мысли не имеют о богатстве, а, значит, и для других его не желают. Преподнося совершенно разносторонние сюрпризы.
И только эти сюрпризы позволяют вспоминать об украинском рынке акций. Когда в результате очередного кидка украинские частные инвесторы воют, иностранные инвесторы, которые чудом еще остаются, скорее всего просто застряв тут много лет назад, дают себе слово «больше никогда», а какие-то украинские чиновники потирают руки. В этот раз речь идет о Турбоатоме, который долгое время был одним из основных эмитентов на рынке акций. Был, да всплыл. Кто-то мудрый в государстве (а, может, рядовой сотрудник Квартала), решили, что просто Турбоатом — это плохо, и надо объединить его с другой государственной компанией, Электротяжмаш. И за день до слияния второй компании доброе государство увеличило капитал в 15 раз. Не на 15%, а в 15 раз, просто переоценив активы. Потому что «гладиолус», как говорили когда-то в КВН. Как легко себе представить, в финальной компании доля владельцев акций Турбоатома стремиться к нулю. Вот такая борьба с олигархами по-украински. Ведь, возможно, кто-то мудрый в правительстве, ну или сотрудник Квартала, хотел таким образом уменьшить влияние Григоришина, у которого в Турбоатоме было 15%. Ну, что ж, его влияние уменьшили. Как и инвестиционную привлекательность Украины. Одновременно с этим инвестиционная мачеха в лице налоговой пришла к Синэво и насчитала штраф в 50% от годового дохода дочке шведской публичной компании в Украине. Чтобы дать сигнал тем инвесторам, кто с фондовым рынком не знаком и не заметит историю с Турбоатомом. Вот что такое системная работа по повышению инвестиционной привлекательности страны.