Ататюрк в сравнении со Сталином, де Голлем и Черчиллем

Ататюрк в сравнении со Сталином, де Голлем и Черчиллем

Посмотрев документальный фильм где американские и английские генералы используя достижения современной военной науки, выявляли лучшего античного полководца, вспомнил студентские годы, когда любимой темой нашей полемики, был сравнительный анализ исторических личностей и решил написать нижеследующую статью, где Ататурк, создатель современной Турции, сравнивается со Сталином,Черчилем и генералом де Голлем. Исторический отрезок времени дает нам преимущества при оценке их деятельности. Наша задача упрошяется тем, что они жили в одном временном отрезке и стали участниками идентичных исторических процессов. Давайте проанализируем пройденные пути этих лидеров и посмотрим кто из них окажется на высоте.
 
    Сперва рассмотрим жизненные пути Ататурка и Сталина.
   
    Страны в которых они родились являлись могущественными империями с монархическим устройством управления. Эти государства к моменту их рождению находились в упадке и требовали реформ.
    Семьи в которых они родились отличались по социальному статусу.Отец Ататурка происходил из мелкобуржуазной семьи,служил в армии офицером, работал в таможне, а в дальнейшем занимался лесоторговлей.Неудивительно что он хотел чтобы Мустафа получил светское образование.Мать Ататурка религиозная Зибейда ханум желала что его сын учился в соответствии с традициями мусульманства.В итоге был найден компромисс.Ребенок поступил в религиозную школу,но вскоре его перевели в светскую.
  Родители Сталина родились в семьях крепостных крестьян.Отец Сталина был сапожником и видел в сыне приемника, а мать также как и Зибейда ханум хотела видеть своего сына священнослужителем.По настоянию матери Сосо поступает в Горийское духовное училище.
    Достоверных источников о родословне отцов обоих лидеров не имеется. По этому на этот счет имеется разные инсунации. Обе в раннем возрасте потеряли отцов.
        В отличие от Ататурка Сталин рос в семье где не было согласия и любви.Отец часто пил и устраивал побои.В одном из таких случаев маленький Виссарион убегает бросив нож в сторону отца. Описывая этот момент из жизни Сталина хотим заметить что подняв руку на родного человека Виссарион перешагнул некую черту и больше никогда не задумывался когда надо было устранят близких людей для достижения цели.Мать очень сильно любила единственного сына но когда нужно также очень жестко обращался с ним. Сосо был решительным и уверенным в своих силах юношей.Отличался жизнерадостностью,был общителен,имел много товарищей.
    Как видно из вышесказанного начиная с семейного этапа развития Ататурк имел преимущества перед Сталином.
    Он был активным ребенком,обладал вспыльчивым и черезвычайно независимым характером.Общению со сверстниками предпочитал одиночество и независимость.Он нетерпимо относился к мнению окружающих,не любил идти на компромиссы и всегда стремился следовать выбранному для себя пути.   В 12 лет он согласно своему устремлению настоял чтобы мать перевала его в подготовительную военную школу в Солониках где учитель математики за одаренность дал ему второе название Кемаль(Совершенство).Приблизительно в таком возрасте Сосо основное время проводил на улице с хулиганами Гори.В 1896 году Камаль быль зачислен в военную школу в городе Манастир в современной Македонии.1899 году поступает в Оттоманский военный колледж, в 1902 -1905 годах учился в в Оттоманской академии Генштаба в Стамбуле.
    Сталин окончив 4 классное духовное училище в Гори в 1894 году поступает духовную семинарию в Тифлисе. В 1899 году исключен из семинарии за неявку к экзаменам .После этого он не возвращался к системе просвещения,занимался самообразованием. В Горийской семинарии учился на отлично.Но в духовной семинарии охота на учебу у него пропадает так как понимает что семинарские науки не могут дать ответа на мучившие его вопросы.Учится так-лишь бы сдать экзамены.Если в первый год обучения
средний балл успеваемости был 4,5 балла то в пятом классе были одни тройки.

    Как видно из вышесказанного в отличие от Сталина Ататурк в раннем возрасте осознанно сделал свой выбор будущей профессии и целеустремленно шел к ней. Он прошел все ступени военного обучения и добился цели.Сталин в этом отрезке жизнедеятельности уступает Ататурку. Образование он не смог довести до конца и учился хуже.При выборе профессии не проявил инициативу и полностью положился на совет матери.
    Любимым занятием обоих было чтение.Сталин не владел основными европейскими языками(немецкий,французский,английский).Это обстоятельство существенно ограничило возможности самообразования Сталина,который мог читать литературу только на русском языке и те произведения зарубежных авторов,которые были переведены на русский. Ататурк владел французским и немецкими языками что давало ему преимущество при выборе книг .Во время учебы Сталин сперва ознакомился с грузинскими а потом и русскими писателями Пушкиным,Гоголем,Толстым. Любимыми авторами Мустафы были Вольтер,Руссо,Гоббс.Интересовался автобиографиями исторических личностей.Отдельно выделял Наполеона. Их личности и мировозрение формировались отличительными книгами.Если Сталина интересовала художественная литература то Ататурк вчитывался великими мыслителями, философами и реформаторами Европы. На Сталина большое впечетление оказывало произведения где описывалась угнетенное и бесправное положение крестьян.Он симпатией относился к тем людям которые входили в в конфликт с властью, даже если этот конфликт перерастал в обыкновенный разбой. Поэтому став партийным с легкостью соглашается участвовать в ограблениях финансовых учреждений для пополнения партийной кассы.Старые бакинцы рассказывают что он имел отношение к похищению богатого нефтепромышленник с целью выкупа.Он не смог стать выше своего времени и поколения. В это время Ататурк мечтал о славе преобразователя родины.
        В формировании их мировозрения большую роль сыграло то, где они родились и прошли их юношеские годы. Ататурк родился в Европейской части империи, колыбели мировой цивилизации Греции, в городе Солоники.Это античный город долгое время считавшиеся по значимости вторым в Греции и Византии.К моменту рождения Ататурка население города составляло сто тысяч.Увлекавшиеся историей Атаурк наверняка был знаком богатым культурным наследием Греции и устройством первых в мире античных городов с республиканским устройством.Город Манастир где находился военная школа считался консульским городом.Поэтому политический настрой Европы здесь чувствовался ощутимо и эти веяния не могли пройти мимо Ататурка.В Греции он наверное понял необратимость движений завоеванных регионов к независимости от империй и архаичность государственного управления и наверное впервые задумался о реформах. Ататурк 6 лет учился в Стамбуле которая сыграла неоспоримую роль в формировании его личности .Столица империй именно то место где концентрируется политическая и культурная элита.И не случайно что он именно в Стамбуле знакомится с дипломатом Али Фетхи Окьяром,который знакомить молодого офицера запрещенными цензурой книгами Шинаси и Намыка Кемаля. Эти писатели были проводниками западных либеральных идей.

    Шеститысячный Гори где родился Сталин и провел юношеские и годы находился в Южном Кавказе. Это провинциальный город в периферии империи которая не могла сравнится со столичной жизнью в политико- культурном аспекте.Не пришлось учится в университетах и жить легально в основных городах империи в Москве либо Петербурге. До Октябрьской революции основную часть жизни провел в подполье в Южном Кавказе занимаясь партийной работой, экспроприацией,организацией забастовок. 9 лет провел в заключении и ссылках что еще более ужесточил его характер что будет накладывать свои оттенки в принятых им жестких решениях.Не был известен широким народным массам. Не входил в число высшей партийной элиты.Он был носителем провинциальной культуры.На Кавказе мужчины воспитываются по дресс коду, где защита чести и достоинства ставится превыше всего.У этих мужчин обостренное чувство справедливости.И если оно где то нарушается они реагируют. Наверное по этому для Сталина важно было не форма а суть государства. И он строить справедливое государство где по его видению все равны , не задумываясь о демократическом устройстве.На вопрос матери "Иосиф, кто же ты теперь будешь?" (тогда он был руководителем СССР) он отвечает "царя помнишь.Ну вроде я такой".Он не воспринимал себя как руководителя выбранного..
    Ататурк   успешно закончив все ступени военного образования вплоть до академии Генштаба участвовал в подготовке и проведении младотурецкой революции 1908 года целью которой было построение республиканского строя в Турции.Впоследствии ввиду разногласий с лидерами движения,временно отошел от политической деятельности. За критику режима несколько месяцев сидел в тюрьме.Дослужился до звания генерала лейтенанта,назначался командующим войск. Работал в Генштабе и Министетстве обороны Османской империи. Имел победы в жизненно важных для Турции сражениях в результате чего завоевал доверие и любовь народа.К моменту образования Турецкой республики он владел всеми навыками нужными лидеру.Так как руководя большими военными соединениями он до совершенства отточил навыки владения и использования людскими ресурсами, набрался колоссального опыта в решения стратегических и тактических задач, имел опыт политической борьбы. Работа в Министерстве обороны привила ему навыки управления государством.
 
    И так из краткого экскурса видно что два лидера по разному подходят к знаменательным датам своей жизни. Если у Ататурка практически уже были все навыки к претворению своей мечты, то багаж Сталина был чересчур скудным.
    В обоих странах революционные процессы катализируются тем что они проигрывают на фронтах первой мировой войны.И в такой ситуации оба лидера действуют по разному.
  Ататурк трезво оценивая возможности своей страны был против участия Турции в войне на стороне Германии .Это признак его   дальновидности. Несмотря на это он активно участвует на полях битвы и одерживает победы . После заключения в 1919 году акта о капитуляции (Мудросское перемирие) державы Антанты приступают к оккупации важнейших военно стратегических районов бывшей османской империи, ,включая Стамбул и фактическому разделу империи.Принятие условий перемирия означало фактически полную утрату самостоятельности Османской империи и ее расчленение в интересах государств победителей. Он выступает против этих соглашений и начинает строительство новой Турции. В Эрзуруме состоялся съезд шести восточных вилайетов империи,за которым последовал Сивасский конгресс,проведенный 4-11 сентября 1919года. Мустафа Кемаль, обеспечивший созыв и работу   этих конгрессов,определил пути спасения отчизны.Далее он созвал парламент в Анкаре - Великое Национальное Собрание Турции(1920г.). Кемаль быль избран председателем парламента и главой правительства которое тогда не признавалось ни одной из держав.После этого он успешными военными действиями освобождает оккупированные территории включая Стамбуль .1923 году был подписан Лозаннский мирный договор определивший современные границы Турции.
    Сталин после февральской революции 1917 года получив свободу вернулся в Петербург. Для свержения царского режима партия большевиков воспользовались военными неудачами на фронтах первой мировой.Сталин активно участвует в агитации антивоенной пропаганде.В результате этой агитации число дезертиров достигает полтора миллионов человек. Партия большевиков установив связь с Германским командованием, договаривается о выходе из войны в случае прихода к власти, если немцы окажут им финансовую и другую помощь. Действительно после Октябрьской революции и захвата власти большевиками подписывается унизительный для России Брестский мирный договор.Эта была предательством по отношения как к своим союзникам так и по отношении к своей отчизне.Тем более что через короткое время немцы сами капитулируют перед англо-французами.Именно тогда заложился фундамент недоверия к русским который продолжается и до сегодняшнего дня.
    И так мы видим диаметрально противоположные действия наших героев.При идентичной ситуации Кемаль как подобает национальному герою возглавляет движение по спасению отечества, то Сталин и его партия не брезгуя предательством ведут сепаратную сделку с противником отечества ради прихода к власти.Использование такого метода для прихода к власти не имеет аналогов в мировой истории.
  После прихода к власти большевиков в стране ситуация не стабилизируется и происходить гражданская война в котором участвует Сталин.На полях сражения он ничем не отличается так как в отличие от Ататурка не имел военного образования и опыта участия в боевых действиях.
  И в этих временных отрезках сравнивая действия двух лидеров видим что то преимущества Ататурка неоспоримо.
  Оба лидера провели в своих странах политические,экономические,религиозные и культурные реформы. Турция из султаната переходить в республиканскую форму правления.Религия отделяется от государства.Упраздняется халифат.Создается цивильная образовательная система.Религиозные ордена распускаются.Турки переходят на европейскую форму одежды, принимают европейский уголовный и гражданский кодекс. Алфавит меняется на латиницу.Турецкий язык очишяется от арабских и фарсидских слов.Женщины получают избирательное право.Упраздняются титулы и феодальные обращения.Применяются фамилии.Начинается использование международных стандартов в мерах и времени.Урегулируется университетская образовательная система.Применяются законы для стимулирования частных предпринимателей.Создаются образцовые предприятия в промышденности.Проводится земельная реформа.Земля безвозмездно распределялся среди безземельных и малоземельных крестьян.Создается Народная Республиканская партия.Эти реформы весь мир олицетворяет именем Ататурка кемализм.
 
  В отличие от Ататурка Сталин приходит к власти в результате внутрипартийной борьбы.
В СССР строится атеистическая государство. В отличие от Турции земля из частной собственности переходит общественную а еще вернее в государственную собственность.Эти изменения крестьяне встречают с большим сопротивлением. В некоторых областях происходит крестьянские восстания которые подавляются с большой жесткостью.Под лозунгом с борьбой кулаками большое количество крестьян недовольных реформами отправляются в ссылку. В результате снижается производства сельхозпродукции что приводить к голодомору.Гибнет огромное количество людей.
  Во время проведения индустриализации широко используется рабский труд заключенных и ссыльных людей.И в промышленности частная собственность заменяется государственной.
Сравнивая две реформы видим что если Ататурк опирался на опыт передовых европейских стран базирующихся на цивильных политических и экономических закономерностях то Сталин руководствовался социалистической идеологией которая отрицала частную собственность и религию что входило в противоречие с тысячилетним человеческим восприятием жизни. .По этому эти реформы наталкивались на большое противостояние с гражданским обществом в виде гражданской войны и различных бунтов.По этому Сталин чтобы укрепить свою власть и провести политические,экономические и культурные реформы вытекающие из социалистической идеологии опирается на силу государственного террора.
  И так Ататурку удалось провести реформы более умело,тонко и самое главное не разрушая резко жизненные устои турков.Поэтому турецкое общество эти реформы приняло нормально.И время доказало преимущества кемализма над социализмом.Государство построенное Ататурком успешно развивается и по сей день.А страна Сталина развалилась в 90 годы прошлого века.
    Сравнение показывает что Ататурк на каждом историческом этапе быль успешнее Сталина.
 
    Очень интересно сравнивать Ататурка с Де Голлем. В их жизненных путях имеются чересчур много похожего и на первый взгляд очень сложно отдать предпочтение кому то одному.Они оба с детства сознательно выбирают профессию военного и получают высшее военное образование.Как и Ататурк де Голл интересуется историей.Если Ататурк желал реформирования Турции то де Голл считал что наступить день когда предвидится возможность совершить подвиг во имя Франции.Оба участники первой мировой войны.Попав в плен он 6 раз старается бежать что говорить о сильном характере и бесстрашие де Голля. Оба лидера прекрасно понимали что их страны не готовы к войнам в которых они вынуждены участвовать.Перед началом второй мировой де Голл готовить план реформирования французской армии.Но к сожалению этот план не принимается правительством страны.
      Де Голл как Ататурк не принимает капитуляцию действующего правительства и организовывает сопротивление Франции против фашистской Германии.Он обосновывается в Лондоне и объединяет силы сопротивления как внутри Франции так и в колониях.Организовывает широкое партизанское движение. Добивается от Англии,СССР и США признания его главой всех воюющих французов.Он поднимает авторитет побежденной Франции до того что она становится одной из сторон принимающий капитуляцию Германии.И так Де Голл восстанавливает униженную честь и достоинство Франции, возврашяет ее величество.Проводить конституционную реформу которая является базисом современной пятой республики. Когда начинается борьба за независимость в французских колониях как Ататурк де Голл смог понять,что необходимо отказаться от имперского статуса, избавится от амбиций и найти свое место в мире.Он признает независимость колоний и тем самым ему удается создать союз франкоязычных стран что способствует сохранению экономических и культурных связей этих стран.При нем Франция становится страной лидером с ядерным оружием.
  При сравнении этих двух лидеров преимущество Ататурка бесспорно по следующим критериям.Во первых в отличие от де Голля он имел очень важные победы на полях сражения как командир.Далее де Голль организовывает сопротивление за пределами Франции и опирается в своей борьбе на силы в колониях и на помощь союзников по антигитлеровской коалиции.У Ататурка такой возможности не было.По результатам первой мировой войны Турция потеряло все колонии и у него не было союзников.Борьбу можно было организовывать только внутри Турции и опираясь на свой народ. Его положение было намного сложнее чем у де Голля. И он смог выполнит эту сложную задачу.По этому в этой сравнении с де Голлем он победитель.
  Наконец Черчилль.До сегодняшнего дня он считается непровезденным гением мировой политики.Их пути пересекаются в битве при Дарданеле. Черчилль тогда был министром Морского флота Великобритании. Дарданельская операция была его идеей и претворялась в жизнь под его руководством.Цель операции заключалась в том что с помощью морского флота пройти через Дарданельский пролив, захватить Стамбул. Одним из организаторов обороны Дарданелл был Мустафа Камал Ататурк . 18 марта 1915 года англо-французская эскадра при попытке перехода Дарданельского пролива носить тяжелые потери.После этого 25 апреля 1915 года союзники пытаются вывести десант на полуостров Галлиполи.Им удается высадить десант на место называемой Ары бурну.Командующий 19 дивизией Мустафва Камал переходя в наступление побеждает в этом бою. В своем приказе к своим аскерам (солдатам) пишет"Я не приказываю Вам нападать,я приказываю вам умереть.Пока мы будем умереть другие аскеры и командиры займут наши места.К концу боя весь личный состав полка погибает героически. 6-15 августа 1915 года он вместе с немецким генералом Отто Сандерсом не позволяет английским силам добится успеха в проливе Сувра.17 августа побеждает при сражениях под Киречтепе и Анафарта. Эти победы приводят к государственному кризису в Англии и Черчилль уходить в отставку.Ответственность за проигрыш он берет на себя.В своих вспоминания об этом времени он пишет следующее.В этой операции мы предусмотрели все кроме феномена Ататурка. По нашему мнению здесь комментарии излишни.
Следуеть отметить что Ататурк свои успехи воплотиль в жизнь самым молодым возрасте по сравнению с тремя лидерами в 34 года.

Агабалаев Шахмар
кандидат экономических наук