Слава Україні!
Слава захисникам України та усієї сучасної цивілізації!
• Америка вступила в период конституционного кризиса
• Как относиться к заявлениям Трампа и Виткоффа
• Последние требования Трампа: лишить лицензии телеканал CBS и безналогового статуса Гарвардский университет
* В понедельник, 14 апреля 2025 года, на 85-й день второго президентства Трампа стал очевиден факт: в США начался конституционный кризис. Он назревал, об этом говорили, предупреждали, но теперь он наступил. Трамп и его министры отказались выполнять единогласно принятое в прошлый четверг решение Верховного Суда США. Отказались публично и демонстративно. А это означает конституционный кризис и не шаг, а прыжок к установлению в стране правого авторитарного режима.
Фундаментом США как демократической страны являются конституционные основы: строгое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также запрет для правительства осуществлять произвол по отношению к физическим лицам (не обязательно гражданам) и юридическим лицам: любые претензии правительства к любому лицу могут быть предъявлены и разрешены только через суд и состязательный судебный процесс. Кроме того, суд является арбитром между ветвями власти в случае споров между ними и арбитром между физическими и юридическими лицами и правительством в случае их претензий к правительству. На том, что решения суда обязательны к выполнению основана вся правовая система.
И поэтому отказ исполнительной ветви власти от выполнения судебных решений – это и есть прыжок в авторитаризм, когда исполнительная ветвь власти ставит себя над законом и над судебной властью, заменяя соблюдение законов произволом, который в этом случае не может быть ничем ограничен. Так устанавливались все авторитарные режимы, многие из которых быстро превращались в диктатуры. Именно так действовали с первого дня большевики, захватив власть в России в 1917 году. Именно так действовали нацисты, придя к власти в Германии в 1933 году. Именно так действовал путин, придя к власти в России в 2000 году.
Когда правительство, исполнительная власть, заявляет, что закон ему не писан, оно само и есть закон, и все, что оно делает – законно, а любые не то, что действия, но даже возражения против любых его действий незаконны, тогда и возникает диктатура.
В четверг, 10 апреля, Верховный Суд США единогласно принял решение, согласно которому администрация Трампа обязана предпринять действия для возвращения в страну Килмана Армандо Абрего Гарсиа, проживавшего в ней в течение 15 лет, имеющего утвержденный судом в 2019 году иммиграционный статус, позволяющий законно проживать в стране и защищающий от депортации, женатого на гражданке США, отца детей, являющихся гражданами США, схваченного иммиграционной полицией в штате Мэриленд, где он жил с семьей, и депортированного без суда и следствия в концлагерную тюрьму в Сальвадор.
Однако Трамп и его администрация не только не собираются выполнять решение Верховного Суда, они делают это демонстративно и вызывающе.
В понедельник Трамп тепло принимал в Белом Доме сальвадорского диктатора Букеле. Как это обычно делается в трамповском Белом Доме, в Овальном кабинете собралась чуть ли не половина членов кабинета министров, вице-президент, журналисты и ультраправые блоггеры, занявшие в нынешнем Белом Доме места многих журналистов. Бой-френд Марджори Тейлор-Грин не спрашивал диктатора Букеле, почему он пришел в Овальный кабинет в майке.
Государственный секретарь Рубио и генпрокурор Бонди объясняли журналистам, что вопрос о находящемся в сальвадорской тюрьме Гарсиа – это теперь вопрос внешней политики, а суд не имеет права диктовать президенту, какой должна быть внешняя политика, потому что по Конституции внешняя политика – это прерогатива исполнительной власти, возглавляемой президентом. Вот так. Вас хватают на улице или останавливают, когда вы едете в машине с вашим ребенком (как остановили Гарсиа), сажают в самолет и отправляют без суда и следствия в пыточно-концлагерную тюрьму в Сальвадор. С этого момента вы становитесь вопросом внешней политики, которой заниматься может только президент. А он не хочет вами заниматься. Потому что вы ему не нравитесь. Вы не той расы, не той национальности, придерживаетесь не тех политических убеждений. Так что сидите в сальвадорском ГУЛАГе до конца своих дней.
Трамп там же и перед теми же телекамерами говорит, что США оплатят строительство в Сальвадоре еще пяти таких тюрем и что хорошо бы туда отправлять и «доморощенных» преступников, то есть американских граждан. И тут же просит генпрокурора Бонди «изучить законы» и посмотреть, какие возможности они для этого предоставляют.
Как говорил Трамп примерно месяц назад в том же Овальном кабинете, «закон – это мы». Так что, круг замыкается. Что такое закон, решает он. А все остальные должны исполнять его решения.
Это и есть узурпация власти. Присвоение себе исполнительной властью, ее главой, полномочий совершать произвол. И это не что иное как создание авторитарной власти, которая очень быстро может стать диктатурой.
Сальвадорский диктатор, с ухмылкой сказал, что, конечно, он не отпустит Гарсиа обратно в США. Ведь в Америке его считают «террористом», и как же он может «террориста» отпустить в Америку. И снова круг замкнулся. Кто террорист, а кто нет, решать теперь будет 47-й президент или от его имени те, кого он наделил полномочиями чинить произвол.
А «террористами» можно объявить кого угодно. Вспоминается случай, описанный Солженицыным в «Архипелаге ГУЛАГ». Клиент пришел к портному на примерку костюма. Портной вытащил из ткани булавку и воткнул в лежавшую на столе газету. Булавка попала в фотографию Кагановича. Клиент в тот же день написал донос. Портного арестовали и отправили на 10 лет в лагерь за «террор». Расстояние между тем, что делают сейчас Трамп и его администрация и такими вот приговорами за «террор» на самом деле очень короткое. Потому что там, где начинается произвол, механизмы остановки которого не работают, этот произвол развивается, растет очень быстро, как тесто на дрожжах.
И поэтому именно эта новость из США является сегодня самой важной и самой тревожной.
Во вторник в окружном федеральном суде в Мэриленде разбирался вопрос о том, что предпринимает администрация для возвращения Гарсиа в страну. Федеральная судья Паула Ксинис констатировала, что администрация не предпринимает ничего и потребовала до 17:00 21 апреля представить документы о том, как администрация выполняет решение Верховного Суда о возвращении Гарсиа.
А администрация ничего выполнять на сегодняшний день не собирается. Пресс-секретарь Белого Доме Левитт во вторник назвала Гарсиа «иностранным террористом». Чем еще раз подтвердила, что отныне, кто «террорист» решает не суд на основании доказательств, а Трамп и его администрация на основании своих желаний.
Трамп во вторник в интервью каналу Фокс повторил, «что был бы рад депортировать в Сальвадор преступников, являющихся гражданами США». А кто будет определять, кто преступник, а кто нет? Впрочем, мы об этом только что говорили…
* О заявлениях Трампа и Виткоффа. Как и о том, что США заблокировали принятие странами G7 резолюции в связи с варварским российским ударом по Сумам.
Очень многие из нас сосредоточены на том, что говорит Трамп. Мы пытаемся понять, что означают его слова, означают ли они что-то вообще. Что из них может следовать. Точно также мы внимаем словам Виткоффа и других людей вокруг Трампа (его министры буквально не выходят из эфиров канала Фокс, когда только они находят время заниматься еще чем-то?).
Трамп и его свита говорят очень много. Такое количество произносимых ими слов порождает их инфляцию. Количество слов обратно пропорционально их цене и количеству содержащихся в словах информации. Чем больше слов, чем чаще они звучат, тем ниже их цена, тем меньше в них информации, или ее там уже нет вообще.
Но если кто-то рассчитывает услышать от Трампа или Виткоффа что-то новое, то это совершенно напрасные ожидания. Взрослые люди очень редко меняют свои взгляды и убеждения. Люди в возрасте Трампа не меняют их вообще. В течение многих лет путин является для Трампа образцом и мечтой – образцом «сильного мужчины», образцом диктатора, образцом того, как нужно строить авторитарную власть, переходящую в диктатуру. Трамп мечтает быть похожим на путина. По свидетельству работавшей в его первой администрации в 2017-2019 годах Фионы Хилл он спрашивал ее много раз как специалиста по России: «могу я быть таким как путин?», «похож ли я на путина?». Надеяться на то, что человек с подобными взглядами вдруг эти взгляды поменяет просто совершенно невозможно. Поэтому Трамп будет повторять снова и снова то, что он повторяет постоянно. Что в войне виновата Украина, виноваты Зеленский и Байден, что это не его война, что если бы у него «не украли выборы», ее бы не было, что он дал Украине Джавелины (210 ракет; для сравнения – от Байдена Украина получила 10 тысяч таких ракет), и она должна быть вечно, до конца истории, бесконечно за это благодарной и повторять это постоянно, что Россия «по ошибке» нанесла ракетный удар по центру украинского города, что у него «прекрасные отношения с путиным», что как только он «остановит войну», он будет развивать «прекрасные бизнес-проекты» с Россией, и так далее и так далее – все это уже давно не несет никакой информации.
То, что говорит Трамп, делится на две категории. Он врет, когда хочет переключить внимание с чего-то, что как он понимает, может его в чем-то скомпрометировать. Либо он говорит то, что думает, отображая ту виртуальную картину мира, которая есть у него в голове, но которая не имеет ничего общего с реальностью.
Об Украине, о России и о войне он говорит то, что думает. И он не будет думать иначе.
Поэтому слушать то, что он говорит и пишет в своих твитах, внимая каждому слову, просто нет смысла. Он повторяется и будет продолжать повторяться. У него могут возникать «обострения», вызванные тем, что он был вынужден сделать что-то, чего делать не хотел, что идет вразрез с тем виртуальным миром, в котором он живет. Пришлось ему в прошлый четверг тайком, незаметно, подписать меморандум о продлении на год действия указа Байдена 14024 «о чрезвычайной ситуации в связи с необычайной угрозой, которую представляют злонамеренные действия правительства Российской Федерации» для безопасности США, их союзников и партнеров, о продлении на год всех «санкций из ада». Как же он не хотел, чтобы об этом кто-нибудь узнал! Так узнали же – в Федеральном Реестре такой документ не может не публиковаться. Ну, и как же ему не выместить свое зло, поговорив перед камерами, написав очередной твит, рассказав снова, что виноваты Байден и Зеленский… Ведь он так мечтает о встрече с путиным, и никак не может приблизиться к осуществлению своей мечты.
А что до Виткоффа, то тут вообще все яснее ясного. Для майора 5-го управления кгб ссср никак не может составить никакого труда разработка нью-йоркского девелопера. Комплименты, потемкинские деревни «бизнес-проектов», «лекции» по истории по-путински, и вот нью-йоркский девелопер старательно повторяет заученный путинский урок: вся проблема в пяти регионах, вот, если бы вопрос о них решить, был бы мир на веки вечные. Если путинские уроки будут повторяться, он будет все это повторять и дальше.
Только, конечно, Украина должна не только никогда не признавать оккупацию хоть одного миллиметра своей территории. Но даже любые разговоры с представителями трамповской администрации об отходе откуда бы то ни было украинских войск должны быть не просто красной чертой. Это должно быть тем, что по-английски на дипломатическом языке называется non-starter – вопрос, который вообще не может обсуждаться.
* Трамп написал твит, в котором потребовал лишить лицензии на вещание телеканал CBS. За новостную программу 60 минут, в которой в воскресенье показали интервью с Зеленским, записанное в Кривом Роге (еще до удара по Сумам), в котором Зеленский пригласил Трампа и Вэнса приехать в Украину и увидеть, что несет ей «русский мир» и в которой журналисты канала беседовали с гренландцами, наотрез отказывающимися присоединяться к США.
Что уж говорить о Гарвардском университете, который Трамп лишил федерального финансирования на $2.2 миллиарда за отказ пересмотреть правила приема в университет студентов и сотрудников и за отказ пересмотреть учебные программы, а во вторник в очередном твите написал, что Гарвардский университет нужно лишить статуса не облагаемого налогами учреждения (учебные заведения в США не облагаются налогами – это в равной степени относится и к публичным, и к частным учебным заведениям).
Об атаках администрации на американские университеты нужно будет как-то поговорить отдельно. Это отдельная и больная тема. 47-му президенту мало того, что его действия совершенно пагубно влияют на экономику, на доверие к США в мире. Ведущая роль в мире американской науки ему тоже не дает покоя.
До конца истории под названием «Страх: Трамп в Белом Доме» (с) (название книги Боба Вудворда, изданной в 2018 году) осталось 1376 дней.
Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.
В конечном итоге то, что происходит в мире, зависит от нас. От того, боремся ли мы со злом, делаем ли Добро, остаемся ли просто наблюдателями, ждем ли пассивно и верим, что кто-то где-то что-то решит за нас, или боремся со злом и делаем все возможное, чтобы победило Добро.
Мы не должны допустить того, чтобы зло победило. Победа зла будет означать конец мира, в котором мы живем. Допустить этого мы не можем. Особенно сейчас.
Українські Друзі, обіймаю та люблю вас усіх. Бережіть один одного, дуже вас прошу.
Україна є і буде завжди.
А зло буде переможене та покаране. І це неодмінно.