"Что делать? Или снова про “забытое, но актуальное”…" - Александр Коваленко

"Что делать? Или снова про “забытое, но актуальное”…" - Александр Коваленко

На фоне очередного абсолютного рекорда применения противником дронов Shahed-136/“Гербера”/“Пародия” – 539 единиц и массированного террора столицы, у многих возникает вопрос, что делать?

На фоне этого вопроса несколько оптимистично звучит заявление президента Украины Владимира Зеленского, об успешном применении зенитных дронов перехватчиков, но это технологическое решение которое должно было быть реализовано ещё в 2023-м, а не 2025-м… В вопросе противодействия террору противника, к сожалению, мы отстаём и пытаемся его догнать, но не опережать.

Причиной тому, на мой взгляд, является то, что мы, начиная с 2022 года, сосредоточились преимущественно на запросах к партнёрам о помощи и крайне мало уделяли внимания возможностям собственного ВПК в вопросах ПВО. Между тем, у Украины за три десятилетия современной истории независимости накопилось огромное количество интереснейших проектов и решений категории ПВО, порою даже добравшихся до состояния в “железе”, но не отправленных в серию.

Некоторое время назад у меня был цикл заметок “Забытое, но актуальное” и “Старое, но актуальное”, в каждой из которых я рассказывал о проектах которые значительно могли бы усилить ПВШ, как минимум эшелона малого радиуса действия.

Например, в 1990-х существовал уже готовый образец зенитно-ракетно-артиллерийского комплекса “Донец”. 

Проект представлял собой размещение на шасси Т-80УД башню от ЗСУ-23-4 “Шилка” с пусковыми от ЗРК “Стрела-10М”. Причём шасси рассматривались разные, а пусковые “Стрела-10М” в будущем могли бы обзавестись ракетами РК-10-ОФ.

В 2016 году Украинская компания “Арсенал” представила рабочий проект системы управления зенитным огнём, состоявшую из РЛС, смотровой станция дециметрового диапазона с цифровой антенной решёткой и дистанционной станции управления для 57-мм ЗАК С-60.

По всему миру в эксплуатации/строю и на балансе/хранении и на списании находятся не сотни, но тысячи С-60. Дальнейшее развитие этого проекта, позволило бы практически все крупные города, областного и районного значения обеспечить батареями модернизированных ЗАК С-60. И скромная скорострельность этих комплексов, компенсировалась бы количеством и высотой поражения цели 5-6 км.

В 2019 году был представлен представлен комплекс “Охотник”, от компании “Арсенал”, который в качестве шасси использовал БТР-80, а его боевая часть представляла собой спаренный боевой модуль “Дуэт” с ПЗРК “Игла-1В1”. 

ПЗРК “Игла-1В1” превосходил на 30% показатели предыдущих модификации и был адаптирован к обходу инфракрасных ловушек, а в качестве шасси, для данной системы мог быть использован не только БТР-80, но и БТР-3Е, БТР-4, а так же любой другой бронеавтомобиль колёсного типа, например, СБА “Новатор”, ББКМ “Козак” и т.д.

Куда после 2019 года пропал ПЗРК “Колибри” с оптической головкой самонаведения УА-424, обладавшей высоким показателем помехозащищенности от организованных помех, а для учебно-тренировочных ПЗРК была разработана ГСН УА-24 с поражением целей по высотам 5,2 км?

Отдельная история это игнорирование вопроса создания полноценных воздушных групп перехвата. 

О чём я хочу сказать?

О том, что у Украины множество было, есть и ещё будут появляться проекты, которые значительно могли/могут усилить наше ПВО. Но практика сосредоточения на чём-то одном, вместо комплексного решения проблемы, приводит к тому, что возникает вопрос “Что делать?” Зато всегда можно проигнорировать готовые решения, либо оправдать их “неактуальность”, которые можно было с 2022 года реализовать не просто в железе, а в серийном формате запустить производство и создать собственный эшелон малого радиуса действия без оглядки на поставки от партнёров с года эдак 2024-го.

На партнёров надейся, а сам не плошай.