Кто такой Милорад Додик: эволюция от «умеренного» до лидера сепаратистского лагеря

Кто такой Милорад Додик: эволюция от «умеренного» до лидера сепаратистского лагеря

Последние заявления и действия Милорада Додика, бывшего президента Республики Сербской в ​​Боснии и Герцеговине, свидетельствуют об обострении конфликта и серьезном политическом кризисе. Додик публично заявил, что попытается убедить Владимира Путина поддержать референдум и курс на независимость Республики Сербской. Это не просто эмоция, он прямо привязывает будущие шаги к политическому «мандату» из Кремля, причем в пакете с идеей референдума по поводу непокорения решениям Конституционного суда Боснии и Герцеговины и офиса Высокого представителя (OHR). В публичном поле озвучена дата 25 октября 2025 для голосования о признании полномочий госинститутов Боснии и Герцеговины, это шаг, который в Сараево и на Западе считают антиконституционным и сепаратистским и параллельно парламент Республики Сербской продвигает правительственные перестановки несмотря на судебную запрет на политическую деятельность Додика, что еще больше усугубляет институциональный кризис.

Милорад Додик родился в городе Баня-Лука, являющемся одним из двух энтитетов Боснии и Герцеговины. В период войны в Боснии, в 1992–1995 годы, Додик не принадлежал к военно-политическому крылу Радована Караджича и Слободана Милошевича, а позиционировал себя как относительно «умеренный» политик, стремившийся дистанцироваться от радикальных националистов. В 1990-х он стал депутатом парламента Республики Сербской и основал собственную политическую силу — Союз независимых социал-демократов, которая со временем трансформировалась в правящую партию региона. Тогда он очень активно продвигал имидж реформатора, ориентированного на сотрудничество с Западом и восстановление послевоенной жизни. Уже через 8 лет при поддержке международного сообщества, в частности США и ЕС, Додик впервые стал премьером Республики Сербской. И в тот момент он был олицетворением настоящей альтернативой жестким националистам, доминировавшим во власти Республики Сербской. И вот именно потому, что он создал образ прагматичного и менее радикального политика, он и приобрел такую ​​популярность, а с ней и приверженность большей части западных дипломатов. Из его уст звучали громкие обещания об изменении институтов, борьбе с коррупцией и интеграции Республики Сербской в ​​совместные механизмы Боснии и Герцеговины. В дальнейшей своей карьере он несколько раз находился на ключевых должностях:

- премьер Республики Сербской (1998–2001 годы, 2006–2010 годы),

- президент Республики Сербской (2010–2018 годы, повторно избранный в 2022 году),

- член Президиума Боснии и Герцеговины от сербов (2018-2022 годы).

Однако постепенно политический курс Додика кардинально поменялся. Начиная с середины 2000-х он отходит от образа «реформатора» и все больше играет на националистическом поле, поэтому его риторика становится откровенно антигосударственной:

- он начинает отрицать геноцид в Сребренице 1995 года, несмотря на решение Международного трибунала,

- героизирует осужденных военных преступников, включая Радована Караджича,

- регулярно угрожает отделением Республики Сербской от Боснии и Герцеговины,

- блокирует функционирование общих государственных институтов в Сараево.

Таким образом, из политика, который в свое время был союзником Запада, Додик переходит в темную сторону и превращается в главную трибуну сепаратизма в Боснии и Герцеговине. Понятно, что его позиция постепенно сближает его с Кремлем и с политиками, играющими против евроатлантической интеграции региона.

Очевидно, что радикализация курса и системные атаки на государственные правовые институты привели Додика к тому, что он попал под санкции Запада. Несколько ключевых моментов:

- США впервые ввели санкции против него еще в 2017 году, а в 2022-2025 годах этот список был расширен.

- Великобритания в 2022 году наложила на него ограничения, включая заморозку активов и запрет на въезд.

В августе 2025 года ситуация еще более обострилась, ведь Суд Боснии и Герцеговины признал его виновным в неподчинении решению Высокого представителя (OHR). Поэтому ему было назначено наказание — один год заключения, замененный впоследствии на денежный штраф, а также запрет на политическую деятельность сроком в шесть лет. Апелляционная инстанция подтвердила приговор, что автоматически означало прекращение его полномочий президента Республики Сербской. Однако Додик фактически проигнорировал этот запрет и продолжил политическую деятельность, что лишь усугубило конфликт между Баня-Лукой и Сараево.

Милорад Додик на протяжении многих лет последовательно выстраивал систему личного контроля над главными институтами Республики Сербской, и речь идет не только о формальном влиянии как президента или лидера правящей партии, но и фактической «приватизации» государственных механизмов. Фактически имеем следующую ситуацию:

– Правительство и парламент Республики Сербской работают как «механизмы исполнения» его политической воли, все ключевые законопроекты вносятся Союзом независимых социал-демократов и принимаются с минимальными дискуссиями.

– Через парламент он продвигает законодательные пакеты, направленные на постепенное «отклеивание» Республики Сербской от центральных структур Боснии и Герцеговины. Это касается судебной системы, прокуратуры, налоговых органов, системы сохранности. Идея очень проста – заменить или «удвоить» государственные институты собственными региональными, чтобы Республика Сербская выглядела как «почти независимое государство».

- В результате в Сараево часто оказываются на развилке, ведь даже если законы признают неконституционными, их уже начинают применять в Баня-Луке, что создает постоянный правовой хаос.

Отдельная сфера влияния Додика – это контроль над полицией Республики Сербской, здесь также интересна ситуация, ведь:

– Полиция Республики Сербской все больше политизируется, фактически она воспринимается не как нейтральный орган, а как силовая опора Додика и его партии.

– Именно полиция используется для того, чтобы блокировать доступ государственных правоохранительных структур Боснии и Герцеговины на территории Республики Сербской. Таким образом, Додик стремится показать, что Сараево «не имеет юрисдикции» в его регионе.

- Кроме этого, он делает ставку на массовые акции и митинги, организованные или «спонтанные», которые служат сигналом давления на оппонентов или международных институций. Для Запада это выглядит как «контролируемая мобилизация улицы», способная в случае конфликта перерасти в беспорядки.

Но на этом не заканчивается измерение влияния, ведь есть еще внешняя зона влияния, и эта тройственная система позволяет ему вести политику «ползучей сецессии» — постепенного отрыва Республики Сербской от государственных структур Боснии и Герцеговины, не объявляя прямой независимости.

– Додик имеет регулярные личные контакты с Владимиром Путиным, часто ездит в Москву, где получает политическую поддержку. Ему оказывают информационную и пропагандистскую поддержку: российские медиа активно освещают его заявления, формируя образ «защитника сербского народа от Запада».

- Важный фактор – энергетика. Нефтеперерабатывающий завод в Броду контролируют структуры «Зарубежнефть», а поставки газа идут через «Газпром». Это создает критическую зависимость экономики Республики Сербской от русских ресурсов и дает Кремлю рычаг действия, а Додику — финансово-экономическую поддержку.

– А вот Венгрия Виктора Орбана стала для Додика своеобразным «политическим зонтиком» в ЕС. Когда Брюссель или Берлин выступают за жесткие меры против Баня-Луки, Будапешт часто блокирует или смягчает.

– Кроме этого, Будапешт предоставляет Республике Сербской финансовую помощь и кредиты, в частности через венгерский «Eximbank». Это позволяет Додику балансировать бюджет и демонстрировать населению, что у него есть партнеры, даже если Запад вводит санкции.

Орбан, как и Путин, заинтересован в политике на антиевропейской риторике, и потому союз с Додиком имеет для него идеологический смысл.

Возможные сценарии развития событий заключаются в следующем – правительственные перестановки и референдум против государственных институтов Боснии и Герцеговины – это прямой вызов Дейтонскому мирному соглашению, который способен спровоцировать конфронтацию юрисдикций и силовых структур. Вместе с тем, арест или попытка задержания Додика или его окружения потенциально может стать триггером столкновений с локальными силами Республики Сербской. Однако стоит смотреть на перспективу ближайших событий. Есть несколько сценариев в дальнейшем развитии событий:

1. Сценарий радикального отделения Республики Сербской

В этом случае Додик и его политический блок активизируют процесс формального отделения Республики Сербской от Боснии и Герцеговины путем проведения референдумов о независимости и последующего провозглашения суверенитета. Это может сопровождаться:

- отказом от признания решений центральных органов власти, судов и правоохранительных структур на территории РС;

- попытками создать свои параллельные государственные институции (собственную полицию, судебную систему, налоговые органы);

- закрытием административных границ между РС и другими частями Боснии;

- выводом сербских подразделений из объединенных структур армии Боснии.

Этот сценарий не исключает начала вооруженных столкновений, особенно если центральные власти попытаются заставить законность и территориальную целостность страны. Конечно же, возможно международное осуждение, санкции и политическая изоляция Республики Сербской, но поддержка России и потенциальная помощь Сербии могут усилить позиции Додика. Такое развитие приведет к угрозе повторения конфликта и усиления этнической напряженности на Балканах.

     2. Сценарий политических переговоров и торгов

Додик, понимая риски открытого конфликта, может использовать кризисы как инструмент торга с международным сообществом и центральной властью:

- периодически угрожая отделением, он потребует большей автономии и сохранения властных рычагов в Республике Сербской;

- может соглашаться на временные компромиссы, держа напряжение на высоком уровне, чтобы получить политические уступки;

- будет привлекать поддержку России и Сербии как рычаг давления на Запад;

- Реагировать на внутренние и внешние события гибко, чтобы максимально дестабилизировать ситуацию и сохранить свои позиции.

Этот сценарий предполагает продолжение «холодного» конфликта, подрывающего попытки реформ централизованной власти и евроинтеграции Боснии и Герцеговины, но пока не переходящей в открытую фазу военных действий.

3. Сценарий жесткой международной реакции

В ответ на сепаратистские действия Республики Сербской и заявления Додика, Европейский Союз, США, а также международное сообщество могут:

- усилить дипломатическое давление и санкции против Додика и его окружения;

- увеличить военное присутствие и поддержку центральной власти через миссии типа EUFOR;

- активизировать переговоры с Сербией и Россией о дестабилизации через обмен уступками;

- предоставить политическую и финансовую поддержку для укрепления централизованной власти Боснии и Герцеговины.

В этом сценарии Додик может оказаться под большим давлением и избавиться от части своей поддержки, хотя возможны и протесты его сторонников, которые могут угрожать безопасности региона. Возможны попытки уголовного преследования и аресты.

4. Сценарий переговоров и уступок с Москвой и Белградом

Додик активно ищет поддержку в России и Сербии, что будет играть роль ключевых игроков в урегулировании кризиса:

- Москва может оказать символическую или политическую поддержку, сдерживая прямое вмешательство, чтобы не сорвать переговоры с Западом;

- Сербия под руководством Вучича (президента) может выступать как посредник, пытаясь несколько смягчить позиции Додика;

– В случае успешных переговоров может быть достигнута временная договоренность о расширенной автономии Республики Сербской без полного отделения.

Этот сценарий подразумевает политическое урегулирование с сохранением формальной территориальной целостности Боснии и Герцеговины, но может затянуть проблему на долгие годы вплоть до выборов или изменений в политической ситуации на Балканах и в мире.

Фактически, все варианты развития напряженности в Боснии и Герцеговине имеют серьезные риски для стабильности стран Балканского региона и всей Европы. Особую опасность представляет использование сепаратистских движений крупными геополитическими актерами для ослабления влияния Запада. И таким образом, политическая борьба Милорада Додика грозит балансу в Боснии и вызывает опасения по поводу стабильности региона Балкан в ближайшие годы.

Александр Коваленко