"Коза для северного Кавказа" - Авраам Шмулевич

"Коза для северного Кавказа" - Авраам Шмулевич

Есть такой классический еврейский анекдот. Расскажу для тех, кто не слышал его. Приходит к раввину бедный еврей: «Ребе, у меня 10 детей, мал мала меньше, денег едва хватает, живём в маленькой хатке, одна комната. А тут ещё и тёща к нам переехала, совсем не знаю, как жить дальше». Ребе спрашивает: «Что у тебя ещё есть?» Еврей: «Бедные мы, у меня, кроме козы во дворе, нет нечего». Ребе: «Я скажу, что тебе делать. Пусти козу жить в дом. И приходи ко мне через неделю». Еврей: «Как так? Да как я жить буду»? – Но раз ребе сказал, надо выполнять.Приходит бедняк снова к раввину через неделю, еще более грустный. «Ребе, совсем жить стало невмоготу! Денег нет, хата маленькая, десять детей, тёща, а тут еще коза в доме! Как жить»? Ребе: «Выпусти козу во двор». Назавтра приходит еврей к ребе, счастливый, рот до ушей! – «Спасибо, ребе! Какой замечательней совет Вы дали! Так свободно, хорошо и просторно стало жить!»

По такому же «принципу козы» Кремль управляет Северным Кавказом.

Сейчас вот праздник пришел в республику Ингушетия.

После двенадцати лет правления, «по собственному желанию» 24 июня 2019 в отставку ушел глава республики генерал-майор Юнус-Бек Евкуров.

Досрочному уходу Евкурова предшествовали массовые протесты в республике: в октябре 2018-го и в марте 2019 года вся республика вышла на митинги, ингуши выступали против соглашения о демаркации границы с Чечней, в ходе которой территории Ингушетии отошли к Чечне, вскоре к этим требованиям присоединись и требования отставки самого Евкурова. Практически все лидеры первой волны протеста ныне находятся под арестом, но протесты и задержания продолжаются.

И долгожданная отставка регионального руководителя вылилась в праздник местного масштаба.

Путин еще не успел даже подписать прошение об отставке Юнус-Бека Евкурова, как в регионе начались народные гуляния. Во дворах запускают фейерверки, на площадях стреляют из автоматов, танцуют лезгинку. Усиленные наряды полиции патрулируют улицы городов. В Назрани и Магасе по тревоге поднят весь личный состав полиции.

Вот как это выглядело: 

Но ведь почти точно так же Ингушетия радовалась, когда Евкуров пришел к власти.

Дело в том, что генерал-майор ВДВ Евкуров пришел на смену генерал-лейтенанту ФСБ Мурату Зязикову, который руководил Республикой Ингушетия с мая 2002 по октябрь 2008 г. (ныне он зам. Полпреда Президента в ЦФО).

Зязикова, сменившего на посту Президента Ингушетии генерал-лейтенанта Руслана Аушева (руководил республикой с 1993 по апрель 2002), ингуши тоже встречали с большими надеждами.

26 июня 2019 года Путин принял отставку Евкурова и назначил ВРИО главы Ингушетии очередного силовика, бывшего прокурора республики, Махмуда-Али Калиматова (между прочим, женатого на сестре генерала Мурата Зязикова, предшественника Евкурова на посту Главы Ингушетии). Как пишут в СМИ, «назначение Калиматова встретили с оптимизмом».

То же самое происходит и в остальных регионах Северного Кавказа. Москва ставит во главе силовика из местных. Народ сначала радуется: свой человек, уважает традиции, говорит на родном языке, воин-герой в генеральских погонах – ясно, что он республику в обиду не даст (слово Офицера!) и исправит все прошлые несправедливости. Проходит лет +- 10. Все становится только хуже, различные несправедливости вот-вот доведут дело до взрыва недовольства, упадок экономики, террор силовиков, коррупция. И тут – на волне народных протестов – отставка, Москва услышала голос народа! И приходит новый герой. Память народа на Кавказе вроде бы и длинная¸ а, вроде бы, и короткая. Через плюс-минус десять лет все повторится снова.

В соседней Чечне чеченцы стонали от произвола федералов, от непрерывного военного положения. Пришел Ахмат Кадыров, власть постепенно перешла в руки «своих», после гибели отца, его сменил юный тогда еще Рамзан, чеченец, свой человек. Теперь чеченцы благодарят Кадырова за убийство, за ликвидацию собственных «детей-шайтанов». Против Кадырова раскрыто несколько заговоров людей его же охраны из его же тейпа. Какие народные гуляния начнутся в Чечне, если Кадырова тоже «уйдут по собственному желанию» – сложно даже представить.

В другой кавказской республике Кабардино-Балкарии Москва, применяя «принцип козы», подходит к кадровым назначениям даже с некоторым изысканным юмором. Там тоже недавно радовались, когда ушел Глава Республики генерал-полковник полиции Юрий Александрович Коков. Он руководил КБР с декабря 2013 по сентябрь 2018 г. (ныне Заместитель Секретаря Совбеза РФ). Приходу его радовались многие, точнее сказать, радовались уходу предыдущего президента Арсена Канокова, которого тоже встречали с радостью и надеждами. Предшественник Канокова, Валерий Мухамедович Коков (однофамилец упомянутого выше генерала-президента Юрия Кокова), президент Кабардино-Балкарской Республики с 1992 по 2005 год. А его сын Казбек Валерьевич Коков руководит Республикой Кабардино-Балкария ныне, пока еще в статусе «временно исполняющего обязанности». Он пришел на смену своему однофамильцу генералу Юрию Кокову, уход которого многие и восприняли как праздник. Такой вот праздничный хоровод отцов-сыновей и однофамильцев, в котором с непривычки какой-нибудь неместный козёл и ногу сломит..

В Дагестане республикой руководила череда президентов, представителей местных народностей и кланов. После этой серии «своих» дагестанцев, Москва с октября 2017 г поставила во главе республики русского генерала МВД Владимира Васильева. Все в Дагестане радовались приходу русского «варяга». Многие говорили: «свои» нам уже осточертели, могут только грабить республику, все тянут своим кланом, думают не о всеобщем благе, а как помочь своим. А если придёт русский, не связанный ни с какими дагестанскими кланами и интересами, он не будет всюду проталкивать своих родственников и односельчан, не будет воровать, Дагестан сможет хоть как-то начать жить и развиваться… Увы. Недавно Васильев на несколько дней попал в больницу в Москве с воспалением лёгких, и все республика с радостью предвкушала, что в Дагестан он уже не вернётся, уйдёт в отставку, что он серьезно болен, или это такая политическая болезнь, и вот-вот объявят об его уходе.

Правда, воспаление легких оказалось всего лишь воспалением легких, Васильев политически и физически жив и здоров, выжил и вернулся к кормилу. Гулянья в Республике Дагестан временно отменены. Но они, несомненно, начнутся, как только Кремль таки решит сменить Васильева на кого-то еще.

И так повторяется из раза в раз. И каждый раз кавказцы попадаются в одну и ту же ментальную ловушку: приходит якобы свой, которого они ждут, затем они ждут его ухода, благодарят Москву за то, что его сняли, и с радостью встречают нового.

Вместо того чтобы требовать вещей, которые действительно могут улучшить жизнь Кавказа.

Это, в первую очередь, право самим гражданам выбрать тех, кто будет ими руководить, требовать реального парламентаризма. Требовать местного самоуправления. Требовать, чтобы правоохранительные органы действительно охраняли право, чтобы они подчинялись закону, протестовать против незаконных убийств, хищений, подбрасывания наркотиков и так далее. Требовать иметь право самим назначать себе судей, требовать справедливого независимого суда. Требовать, чтобы национальная культура, национальные языки поддерживались государством. Требовать, чтобы местные налоги оставались в республиках, и не Москва, а сами граждане решали бы, как им жить и на что тратить деньги.

Требовать того, что называется затасканным и неясным ныне словом «свобода».

Авраам Шмулевич