Только что вернулся в родной Киев из Североамериканских Штатов. Тамошняя Конституция, в отличие от права ношения гражданами оружия, не гарантирует им получения образования - там вообще нет о нём ни слова.
До университета учится кто как захочет: существуют религиозные, военные школы, школы-интернаты, школы для детей с особыми нуждами и школы с экспериментальными системами обучения – например, вальдорфской или Монтессори.
Объединяет их то, что школьная система не требует усвоения большего объема знаний, и когда разговариваешь на какие-либо культурологические темы с украинским и американским старшеклассником, первый выглядит гораздо сильнее.
А всё потому, что основные усилия все эти годы тратятся там не на количество знаний, а на развитие умения мыслить не стандартно и творческий подход.
Многих удивляет, как их дети готовят домашнее задание: слегка с учебниками, а все остальное время идет работа над творческими проектами. Темы самые невероятные: от доклада о быте современных эскимосов до написания юмористического рассказа из жизни садовой клубники, от истории русской мафии до расчёта оптимальных траекторий прыжка с трамплина для прыгунов разного веса и роста.
Наиболее популярными соревнованиями являются состязания по дебатам на различные темы или выпуски телевизионных новостей, где ученики исполняют все роли – диктора, продюсера, журналиста, художника, оператора, автора текстов. Проекты задаются по разным предметам, поэтому школьник работает над несколькими темами сразу и учится, таким образом, определять приоритеты и распределять свое время.
Когда у Альберта Эйнштейна в своё время спросили, какова скорость света, он ответил: "Зачем мне помнить то, что я могу посмотреть в любом справочнике?" Именно по этому принципу живут американские школьники, не заморачиваясь изучением таблиц умножения, историческими датами и обязательным списком художественной литературы.
И если в одну группу на первых курсах университетов попадают вместе американские и украинские студенты, то выпускники школ США выглядят крайне бледно. Офигевшие американцы с завистью наблюдают, как наши легко цитируют Шопенгауэра, показывают на карте Папуа-Новую Гвинею и без запинки называют столицу Гондураса.
Такая ситуэйшн продолжается, в большинстве своём, до 3-го курса, потом она начинает меняться.
По мере того как от студента все больше требуется не запомнить, а дать критический анализ, найти выход, предложить альтернативу, американцы начинают обгонять наших.
25-летний американец, при гораздо меньшем объеме знаний, превосходит нашего сверстника по умению нестандартно мыслить, думать не только творчески, но и практически. Нехватка знаний у него компенсируется умением их находить и незашоренностью мысли.
Образованный НАШ способен поддержать разговор на любую тему, типичный ИХ на это не способен – он знает очень много, но в ограниченных сферах. Наша школа упирает на важность знаний, американская – на важность их поиска и критического анализа.
Наше образование зачастую кончается выдачей диплома, американское с этого начинается. Такой подход позволяет тем же россиянам утверждать, что все американцы - тупые. Но почему-то эти "ТУПЫЕ" изобретают фейсбуки и компьютеры, получают самое большое количество Нобелевских премий и совершают революции в различных областях.
Вывод: ТВОРЧЕСТВО. Это то, чего не хватает в большинстве наших школ. ЗУБРЁЖКА. Это то, чего в них хватает с головой.
P.S. Часть примеров позаимствовал у наблюдательного Н.Злобина. И ещё... У страны, в конституции которой нет ни слова об образовании, я бы просил не только летальное оружие, но и перенял отдельные элементы этого самого образования, ибо - век живи, век учись...)