"101 год назад в Харькове родилась Майя Туровская" - Иван Шавлов

"101 год назад в Харькове родилась Майя Туровская" - Иван Шавлов

Ведущий культуролог прожила 94 года. И многое успела сделать за свою жизнь. Майя Иосифовна убедила Михаила Ромма снять великий фильм «Обыкновенный фашизм» и написала (с Юрием Ханютиным) к нему сценарий!

Окончила филфак МГУ и ГИТИС. Написала книги о А.Тарковском и О.Книппер-Чеховой. С 1992 г. жила в Мюнхене.

"Я этого (85-летнего) юбилея вообще не заметила, просвистела сквозь него.

Вот в 90 уже напоминали о себе то ноги, то слух"

"Россия любит силу, это компенсация всех унижений"

"В Германии могли донести на соседа, потому что он в₽₽₽аг, а в России - потому что желали выселить его из квартиры"

"Гит/\ер был немецким явлением, и ещё более немецким явлением была дисциплина, заставившая всех подчиниться милитаристскому духу. Но немецкая культура не была тотально военной или, допустим, тотально вагнерианской: идеология кончилась, а нация осталась. Иное дело, что идеологизированность Германии была выше, чем, скажем, в России - потому что в России всё это носило более раздолбайский и, если угодно, бытовой характер"

"Манну принадлежит другое прозрение — о том, что культура ни от чего не спасает и даже, если угодно, благоприятствует тоталитаризму. Вот это важный итог ХХ века - считалось, что культура немцев должна их предохранять от фашизма. Но культура никогда не защищает от диктатуры. Она совместима с диктатурой"

"Демократия не благоприятствует культуре, она её не кормит, культуре приходится бороться за выживание. Тоталитаризм прикармливает, вообще он комфортней"

"Далеко не все художники устремляются сочувствовать власти: иногда для театров это действительно вопрос выживания. Табаков, скажем, ощущал себя кормильцем — у него за плечами, как два крыла, были два театра. Но наслаждения от близости к телу - наслаждения очень заразного и очень соблазнительного для художника — он не испытывал. А Михалков - физиологически талантливый во всём, что делает, - вероятно, испытывает. Это, к сожалению, никак не соотносится с уровнем таланта"

"За оформление русского фа///изма Россия и мир могут заплатить дороже, чем за фа///изм германский"

"А что бродить он (фа%%изм) будет вечно - в этом не сомневайтесь: один из бесспорных выводов, которые я сделала за долгую жизнь, - состоит в том, что фа///изм будет всегда"

"Это не Россия путинская, а Путин российский...Путин - человек без выраженной злой воли, он сформировался в восточной Германии, несвободной, конечно, но не фа%%истской; он хотел бы именно такой стабильности, и чтобы всё по-немецки четко работало. Но Россия его заворачивает в сторону здешней матрицы, а он не сопротивляется, потому что боится потерять популярность. Он не из тех, кто переламывает ход времени"

"В 1960-е мы не думали, что сталинизм воскреснет, и это в самом деле алогично - культ силы оказался живучее всех прелестей свободы"

"...Это похоже эмоционально на позднюю Муратову, страшно талантливую и страшно тяжёлую...Она могла снимать, потому что у неё была Надежда Попова — директор картины, как бы второе я, которое брало на себя общение с людьми...Но Попова уехала в Америку и там погибла. Иногда кажется, что всё, позволявшее жить, уехало и погибло"

"Когда мы с Ханютиным полгода по 6 часов ежедневно отсматривали наzzистские хроники, то уговорили Ромма снимать «Обыкновенный фашизм» - потому что в 1965 г. многие пропагандистские параллели СЛИШКОМ бросались в глаза"

"А когда вы смотрите ток-шоу из современной России, где решительно НИКТО НЕ ВЕРИТ собственному визгу, — вы испытываете не экзистенциальный ужас, а максимум брезгливость, желание даже не ударить ведущего, а шлепнуть - по толстой, искусственно похудевшей ро%же".