Один из представителей белорусской оппозиции Валерий Цепкало заявил, что в его стране не хотят реализовывать украинский сценарий, так как там «произошла революция вне электорального цикла». Но это замечание незарегистрированного кандидата на пост президента Беларуси касается исключительно Майдана 2013–2014 годов, когда украинцы восстали после отказа власти от курса на европейскую интеграцию страны и избиения студентов. А Беларусь сейчас находится не в украинском 2013 году, а в украинском 2004-м – удивительно, что ни сам Цепкало, ни другие белорусские оппозиционеры не хотят этого замечать.
Тогда, 16 лет назад, в Украине прошли выборы, очень похожие на белорусское голосование в 2020 году. Да, тогдашний президент Леонид Кучма не собирался баллотироваться на новый срок. Однако он выдвинул преемника – главу правительства и одновременно представителя влиятельного донецкого клана Виктора Януковича. И кандидатура Януковича была согласована с Кремлем.
Для поддержки кандидата на пост президента в украинскую столицу приезжал сам Владимир Путин. Кремлевский штаб Януковича возглавил будущий президент России Дмитрий Медведев. С точки зрения украинской власти и Кремля у оппозиционного кандидата Виктора Ющенко не было никаких шансов победить. Глава администрации президента Леонида Кучмы, лоббист российских интересов в украинском руководстве Виктор Медведчук заявил, что Ющенко никогда не будет президентом Украины.
Революция в рамках электорального цикла
Януковичу удалось одержать победу только вследствие массированных фальсификаций во втором туре президентских выборов. А потом начался первый украинский Майдан – «Оранжевая революция». Как раз революция в рамках электорального цикла. И в поддержку кандидатуры Ющенко высказывались все влиятельные оппозиционные политики. Как те, кто были непосредственными участниками выборов главы государства, так и те, кто поддерживал Ющенко с начала его президентской кампании.
Однако тогда украинские политики и украинские избиратели вели себя иначе, чем белорусы сегодня. Именно тогда, во время этой революции после электорального цикла и возник феномен украинского Майдана. Именно тогда украинцы объясняли свой протест тем, что они знали имя победителя президентских выборов. И это был не Виктор Янукович. Это был Виктор Ющенко. Однако именно для того, чтобы заставить власть согласиться с этой позицией, участники протестов остались на главной площади украинской столицы. И к ним присоединились жители многих других украинских городов, которые требовали честных выборов.
Оппозиционерам Беларуси не следует бояться украинского опыта
Украинцы не уходили с площади до того момента, пока представители власти, оппозиции и международного сообщества не достигли соглашения о проведении дополнительного тура президентских выборов. И разумеется, во время этого дополнительного тура победу одержал Виктор Ющенко. Потому что у Виктора Януковича, преемника одиозного Леонида Кучмы, не было никаких шансов победить на честных выборах. Ведь украинцы выступали не просто против самого Януковича, а против продолжения олигархического режима Леонида Кучмы.
Однако возникает вопрос: а добились бы украинцы уступок от властей, если бы они просто выходили на митинги протеста и организовывали забастовки? Заставили бы они Леонида Кучму и Виктора Януковича согласиться с проведением и решениями «круглого стола» в Мариинском дворце украинской столицы? Вполне возможно, что Виктор Янукович стал бы президентом Украины еще в 2004-м году – да так и оставался бы украинским правителем по сегодняшний день.
Феномен украинского Майдана не в его названии, а в том, что организованный лагерь на центральной площади столицы страны заставляет власть считаться с собой. Игнорировать Майдан гораздо труднее, чем демонстрации и забастовки. Именно поэтому белорусским оппозиционерам не следует бояться украинского опыта, а следует задуматься над тем, как его правильно использовать.