Эксперты говорят, что «возвращения к нормальной жизни» уже не будет. Чем раньше мы это примем, тем лучше.
По мере того как 2020 год переходит и, по всей видимости, переносит инфекцию в 2021-й, всем нам следует собраться с духом и принять один неприятный факт: скорее всего, «как раньше» уже не будет.
О возвращении к нормальной жизни любят говорить политики, чиновники, телеведущие и даже наши родственники – как о том, к чему нужно стремиться.
Возможно, это ностальгия по миру в том состоянии, каким он был еще в январе, когда жизнь ничем особым не отличалась от той, что была и 10 лет назад. А возможно, это попытка вернуть себе контроль над собственной жизнью, нарушенный столь резко и повсеместно.
Но январь прошел и больше не вернется. Психологи, однако, утверждают, что проблемы у вас возникнут лишь в том случае, если вы не сможете с этим смириться.
Мы слишком медленно привыкаем к мысли, что изменения этого года станут постоянными. Что работать – для тех, кому повезет сохранить работу – нужно будет по-прежнему из дома. Что в продовольственные магазины мы будет ходить реже, но покупать больше. Что ношение маски в метро – просто часть жизни. Что рукопожатия и объятия стали редкими, а общение через видеосвязь – обычным.
Психологи считают, что опасность не в том, какой стала новая жизнь, а в том, что мы не можем забыть старую и стремимся ее вернуть, вместо того чтобы наилучшим образом приспособиться к тому, что есть и что нас еще ожидает.
«Политики, которые делают вид, что нормальная жизнь не за горами, просто обманывают себя или своих сторонников, а возможно и то и другое, – считает Томас Давенпорт, профессор, преподающий информационные технологии и менеджмент в Бэбсоновском колледже в Веллесли, штат Массачусетс.
«Люди, переживающие трагедии, в конечном итоге возвращаются к своему исходному уровню счастья, – говорит Давенпорт. – Но я думаю, что COVID-19 в этом смысле немного отличается, поскольку мы продолжаем ожидать, что он скоро закончится, и не видим необходимости в серьезной перестройке своего восприятия пандемии».
Склонность людей полагать, что изменения временны и что будущее снова окажется похожим на прошлое, называется в психологии «уходом от реальности». Люди не хотят приспосабливаться к изменениям, менять взгляды и привычки, и продолжают верить в возвращение того, что они помнят как норму. По словам Давенпорта, отказ носить маски и отношение к требованию их носить как к нелепому вторжению в жизнь – это также уход от реальности.
Однако человеческий мозг устроен, чтобы обеспечивать наше выживание. И если часть нашего разума склонна сопротивляться изменениям, то другая – более сильная – часть принимает новые условия.
Для этого существует несколько вычурный термин «гедоническая адаптация». Это – способность сознания быстро приспосабливаться к таким изменениям окружающей среды, которые всего неделей раньше поставили бы нас в тупик. Первоначально такой механизм спасал нас от хищников. Он жестко прошит в нашем мозге, чтобы мы не воспринимали незначительные изменения как угрозу и не упустили из-за этого настоящую опасность.
«И плохие изменения и хорошие заставляют нас испытывать сильные эмоции, – говорит Соня Любомирски, профессор психологии Калифорнийского университета в Риверсайде. – Затем вы привыкаете и возвращаетесь к исходному уровню. Намного быстрее это происходит, когда речь идет о положительных событиях. К отрицательным изменениям в своей жизни люди адаптируются не так легко».
Преимущество гедонической адаптации заключается в том, что она работает в обе стороны. Если условия, изменившие нашу жизнь, перестают быть актуальными, наше сознание также возвращается к прежнему состоянию.
«В качестве примера этого можно привести ношение маски. Мы можем надеть ее, а можем снять, – говорит Любомирски. – Мы быстро адаптировались к тому, чтобы надевать ее, когда это требуется, но так же быстро привыкнем ходить без маски. Другое дело – новые привычки, вошедшие в наш режим дня. Это действия, совершаемые автоматически. Например, мы стали чаще мыть руки, даже не задумываясь об этом. Такое новое поведение действительно может сохраниться. Подобное произошло с поколением, выросшим во времена Великой Депрессии. Эти люди до сих пор болезненно относятся к выбрасыванию пищи. Привычка беречь еду осталась с ними навсегда».
Жизнь – это, по сути, череда меняющихся условий существования и наша адаптация к ним. Приспособляемость – сильная сторона человечества. Что бы ни ожидало нас в будущем, какой бы необычной ни стала жизнь по нынешним представлением – нет никаких сомнений, что ощущение нормальности жизни останется у нас прежним.