Ее называли одной из самых красивых, талантливых, многообещающих и загадочных актрис постсоветского кино. Ей посчастливилось еще в старшем классе школы дебютировать в кино, а на 4-м курсе института попасть в труппу театра «Современник». В конце 1980-х – начале 1990-х гг. Ирина Метлицкая стала одной из самых узнаваемых звезд экрана и театральной сцены, но ее путь был прерван на взлете. Ей было отведено всего 35 лет жизни…
Ирина Метлицкая родилась в Северодвинске, а школу окончила в Минске, куда переехала с мамой после развода родителей. Она училась в физико-математическом классе и об актерской карьере даже не мечтала. Но в выпускном классе ее судьбу решил случай: однажды к ним в школу пришел режиссер Игорь Добролюбов, который искал актеров для своего нового фильма «Расписание на послезавтра». Так Ирина впервые попала на съемочную площадку.
После школы Метлицкая, как и планировала раньше, поступила на физико-математический факультет Белорусского государственного университета, но уже через год бросила учебу и уехала в Москву поступать в театральный вуз. Об этом периоде она позже рассказывала: «Родители хотели, чтобы я была физиком. Я проучилась год, параллельно готовилась в театральный, потому что в 10-м классе я снималась в своем первом фильме «Расписание на послезавтра». Я сбегала с уроков и пропадала на съемках – потому что там Даль, Терехова были... И я так заболела кинематографом».
Для многих Метлицкая оставалась полной загадкой. Ее мать рассказывала, что после развода с отцом она с дочерью долгое время кочевала по съемным квартирам в разных концах города, из-за чего Ирина не успевала обзаводиться друзьями и росла достаточно замкнутой. Никто, даже близкие, не подозревали, что происходит у нее в душе. Однокурсница Ирины Елена Казаринова вспоминала: «Ирка была умной, но вовсе не сложной натурой. У всех нас в компании были прозвища – Женю Дворжецкого звали Дворжик и Нос, я соответственно Каза, Иру величали Метлой. Но только за глаза – смельчаков попасть под холодный душ ее глаз не находилось. Конечно, мальчишки ходили за ней толпами. Она и Нина Дворжецкая были главными красавицами курса. Но близких подруг у Иры не было, да и кавалеров она предпочитала держать на расстоянии».
В училище им. Б. Щукина Ирина была одной из лучших студенток, и уже на 4-м курсе ее приняли в труппу театра «Современник», о чем молодые актеры могли только мечтать. Когда Олег Табаков впервые увидел Метлицкую в театральной постановке, он был очарован: «Она появилась на сцене и ушла, а у меня осталось впечатление, что я атом солнца проглотил». Роман Виктюк, задействовавший Метлицкую в своих постановках «Лолита» и «Мадам Баттерфляй», восхищался: «Вот у меня дома висят ее фотографии, и даже фотографический аппарат сумел уловить ее невероятную нездешность. Она была отправлена из той реальности к нам, чтобы всегда напоминать – есть рай, в котором не разговаривают, а поют. Она была удивительно музыкальной, и каждую минуту излучала небесный свет». Актер Сергей Маковецкий, который бал партнером Ирины в спектакле «Мадам Баттерфляй», говорил, что стал свидетелем рождения новой звезды. По его словам, зрители влюблялись в нее мгновенно, как только она появлялась на сцене.
Ирина была очень светлым и жизнерадостным человеком. Ее коллега Лия Ахеджакова о ней говорила: «Она очень рано созрела как актриса. Ее все любили в театре, она была легкая, блистательная, красивая и всегда улыбалась. Я никогда не видела ее мрачной, депрессивной, угрюмой. При ней забывалось, что жизнь трудна, хотелось говорить: «Жизнь прекрасна!»… Она как-то умела всё делать легко. И рожала легко, и кормила легко, и успевала семье всю себя отдать и на репетицию прибежать. У неё было лёгкое дыхание». В «Современнике» Метлицкая познакомилась с актером Сергеем Газаровым, который стал ее мужем. У пары родилось двое сыновей, при этом пауз в карьере актриса не делала.
Казалось, к концу 1980-х – началу 1990-х гг. у нее было все: успешная карьера в театре и в кино, востребованность и узнаваемость, семейное счастье, зрительская любовь. Но это счастье было недолгим. Когда в 1995 г. Ирина Метлицкая, воздушная и сияющая, вышла на сцену в качестве ведущей Московского кинофестиваля, никто даже не догадывался о том, что ей уже был поставлен страшный диагноз – «острый лейкоз» (рак крови).
Об этой тайне знали только самые близкие актрисы. Никто из коллег и поклонников не догадывался о том, какими сложными были ее последние годы. Она продолжала выходить на сцену, хотя с каждым разом это давалось ей ценой все больших усилий. Она должна была сыграть Анну Каренину в фильме Сергея Соловьева, но из-за финансовых проблем экранизацию романа Льва Толстого пришлось отложить на несколько лет. Впоследствии эта роль досталась Татьяне Друбич.
Последней киноработой Метлицкой стала главная роль в фильме «Черная вуаль». Партнером актрисы вновь стал Сергей Маковецкий, который позже рассказывал: «Ирина была весела, без тени утомления делала дубли. Только потом я понял, почему она так тщательно гримировалась, чтобы никому и в голову не пришло, что она нездорова. Она не хотела тревожить других своей болезнью, старалась остаться в памяти жизнерадостной и веселой. Ей это удалось, и тем отрезвляюще горче прозвучали на похоронах слова ее матери: «Если бы вы знали, как тяжело умирала моя дочь...».
Ее супруг боролся за ее жизнь до последнего – он нашел возможность отвезти ее в Париж, где была проведена операция. Лучшие европейские онкологи приложили все свои усилия, но, к сожалению, спасти актрису не удалось. 5 июня 1997 г. Ирина Метлицкая ушла из жизни, не дожив ровно 4 месяца до своего 36-летия.
Сергей Газаров так и не нашел в себе силы смириться с этой утратой: «Может быть, ее можно было вылечить, но тогда я не знал такого способа. И сейчас не знаю. Для меня день ее смерти стал точкой моей жизни. Меня часто спрашивают, как я это пережил? Я не пережил: это нельзя пережить, это горе живет во мне, меняет свою форму, проявление, но продолжает жить. Время не лечит, мне не стало легче: стало хуже. Но я пытаюсь бороться с этим ради сыновей. Они не должны начинать жизнь с отрицательного заряда – у них впереди большая жизнь».