До дня инаугурации в США остается чуть больше двух месяцев, и это обстоятельство у многих вызывает тревогу. В понедельник 16 ноября Дональд Трамп в очередной раз оповестил твиттер: «Я выиграл!»
Правда, и в Белом доме президент сейчас себя не сильно утруждает работой, при том, что и раньше не умирал на галерах. То, что Трамп наплевал на обязанности, говорит о том, что он внутренне признал поражение, но делать это открыто он не намерен. Пока, во всяком случае.
Америка находится не в том состоянии, чтобы позволить себе пару месяцев потратить на перегавкивание проигравших с выигравшими. Число случаев заболевания Covid-19 пробило потолок в 11 миллионов, причем последний миллион зафиксирован только за последнюю неделю. Одни только Техас и Калифорния имеют по миллиону случаев с начала эпидемии. Среднее число умерших от коронавируса в день с 20 января 2019 года составляет в США 916 человек. От администрации, что нынешней, что будущей, ждут срочных и решительных мер. Шансов, что такие меры последуют до 20 января 2020 года, когда произойдет инаугурация, почти нет.
Ускорить процесс никак нельзя, дата инаугурации внесена в Конституцию. Это еще ничего, раньше победителю вообще приходилось ждать до 4 марта. Считалось, что сторонам нужно дать достаточное время, чтобы уладить свои дела, кому в столице, кому дома, погрузить пожитки и семейство и добраться лошадиным ходом до мест назначения. Не торопились, в общем. Только в 1933 году была принята 20 поправка, утвердившая более раннюю дату, и впервые процедура прошла по новым правилам в 1937 году.
О том, что затягивать период правления уходящего президента неблагоприятно с государственной точки зрения, задумался в 1916 году Вудро Вильсон. Обстоятельства первой мировой подтолкнули его к жертвенному плану. Президент придумал, что, если на выборах победит его соперник, он назначит его госсекретарем, а сам вместе с вице-президентом тут же подаст в отставку. По тогдашней очередности наследования полномочий госсекретарь возглавил бы США. План не сбылся, потому что альтруист Вильсон победил.
А в 1933 году, когда поправка была принята, на конгресс давили другие тяжелые обстоятельства – Великая депрессия. На выборах 1932 года Франклин Рузвельт разгромно победил Герберта Гувера: за республиканца проголосовали только в шести штатах. Президент тем самым понес политическую ответственность за тяжелейший кризис. Но Гувера расстроила даже не столько собственное поражение, сколько победа Рузвельта, которого он считал легкомысленным человеком, не готовым к президентским обязанностям. Он многократно пытался вразумить демократа, объясняя тому преимущества своей политики, но Рузвельт откровенно игнорировал эти поучения: зачем победителю рецепты проигравшего? Гувера это страшно бесило, но он еще тешил себя надеждой, что страна скоро убедится в несостоятельности политика Рузвельта и поймет, как ошибалась, отвергнув его, Герберта Кларка Гувера. В результате, как известно, Франклин Рузвельт стал единственным президентом США, который избирался четыре раза.
После инаугурации Гувер в буквальном смысле в слезах покинул Вашингтон и посвятил всю жизнь разоблачению Рузвельта, даже после его смерти, усматривая в «Новом курсе» железные признаки социализма (Трамп в этом смысле не самый оригинальный оппонент демократа Байдена). А период их четырехмесячных неприязненных взаимоотношений между выборами и вступлением победителя в должность получил название «зимней войны».
Предстоит ли новая «зимняя война» Соединенным Штатам, мы скоро увидим, но оснований ожидать от Трампа внезапного благородства и миролюбия по отношению к оппоненту нет никаких. Америка тем временем все больше кашляет. Это будет точно не самая счастливая зима в истории этой страны. Так ведь и нашей тоже.
Остается только поднять тост за здоровье и надеяться, что его сила хоть немного заменит силу пока недоступной вакцины.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец