Через несколько месяцев после оккупации и аннексии Россией Крыма я оказался в одном эфире с одним известным российским бизнесменом, сохраняющим, разумеется, подчеркнутую лояльность Кремлю. Впрочем, в его случае эта подчеркнутая лояльность никогда не мешала вежливости по отношению к собеседнику – но только не в этот раз!
В этот раз я столкнулся с каскадом грубых нападок, как только упомянул об аннексии. И когда я поинтересовался у коллеги, который вел эфир, чем вызвана такая повышенная и обостренная реакция московского гостя, он даже удивился моей недогадливости. Оказалось, что у бизнесмена особые виды на крымскую собственность и, вместе с тем, желание сохранить репутацию и не выглядеть разбойником с большой дороги. Поэтому да – «скрепы», «Крым наш» и агрессивная реакция на любое замечание, которое может поставить под сомнение «сакральность» оккупации Крыма и охарактеризовать его как обыкновенный разбой.
Но все это не отменяет самого главного. Крым – это деньги. Очень большие деньги.
Крым – это деньги. Очень большие деньги
Основная часть России приватизирована, если быть точным в дефинициях – разграблена, еще до прихода Путина к власти. Основное имущество досталось представителям кланов, с которыми российский президент продолжает сотрудничать по сей день. Абрамович, Фридман, Авен, родственники Ельцина, Потанин – можно продолжать этот список, но в нем будут присутствовать люди, которые получили свои миллиарды еще тогда, когда Путин был мелким чиновником, не мечтавшим о президентской должности.
И что же было делать друзьям президента, когда Путин пришел к власти, на что зариться? Они, по сути, оказались «падальщиками». Уничтожение ЮКОСа помогло превращению Игоря Сечина, одного из ближайших соратников Путина, в нефтяного короля. Эмиграция Гусинского сделала «Газпром» важной частью российской пропагандистской машины с помощью контролируемых газовым монополистом телеканалов. И так далее, и тому подобное. Дачный кооператив «Озеро» – самые близкие друзья молодости российского президента – просто вынуждены были приобретать то, что еще не было приобретено в ельцинские времена.
И вот буквально к ним в руки упал регион, в котором у предшественников просто не было возможности разгуляться. Теперь понятно, зачем им так был нужен Крым? То, что собственником знаменитой «Массандры» стал выходец из дачного кооператива «Озеро» – это, похоже, просто символ, свидетельствующий о сути намерений.