"ОШИБКА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВЫБОРА" - Юрий Христензен

"ОШИБКА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВЫБОРА" - Юрий Христензен

В Европе две ширины железнодорожной колеи. Какая-то из них по прошествии сотни лет оказалась более, а какая-то менее оптимальной. Но никто не будет сейчас менять все железные дороги под оптимальную ширину. Тем более, что невозможно просчитать оптимальность колеи железной дороги в будущем.
Такие же ошибки возникают в политическом устройстве государств. Например, в Испании налоги распределял король, а в Великобритании парламент. Парламент оказался лучшим решением по распределению налогов. Это сказалось на уровне развития этих стран и их бывших колоний через сотни лет.
Дюймовая и метрическая резьба, право- и левостороннее движение, QWERTY-клавиатура - все это ошибки первоначального выбора. Они тормозят развитие, но затраты на их исправление запретительно высоки по сравнению с продолжением движения по ошибочной колее. Возможно ли это исправить?
--
Существует две причины для выхода из колеи развития. Первая - если в результате катаклизма сломаются все клавиатуры, тогда появится возможность перейти на более оптимальное расположение клавиш. Вторая - самообучение. Люди со временем начинают осознавать неудобство существующих клавиатур.
Существует два способа выхода из колеи. Первый - авторитарная модернизация. Приходит лидер и своим указом вводит новые клавиатуры. Второй - люди заключают общественный договор, выделяют ресурсы и соглашаются терпеть неудобства при переходе на оптимальное расположение клавиш.
Оба способа не гарантируют оптимальность новой клавиатуры в будущем. То же происходит и с политической трансформацией. Существует множество примеров, когда вновь сформированные политические режимы на дистанции оказываются не эффективными с точки зрения благосостояния граждан.
--
Рассмотрим достоинства и недостатки разных способов выхода из колеи после возникновения одной из причин - катаклизма, или самообучения. Как исправить ошибку первоначального выбора быстрее, с меньшим количеством жертв, меньшими ресурсами и меньшими неудобствами для трансформируемых.
Авторитарная модернизация это самый быстрый способ. Но она сопровождается большим количеством репрессий и больше подвержена совершению новых ошибок первоначального выбора. Можно семьдесят лет поворачивать реки вспять, а потом окажется, что все это время страна шла не туда.
Трансформация за счет заключения общественного договора всем хороша, кроме одного - людям сложно договориться. Поэтому в реальной истории договариваются малые группы, а затем распространяют принятый общественный договор на всех остальных. Лучше, когда группы конкурируют между собой.
--
Рассмотрим историю попыток выхода из колеи развития. Например, Сингапур - это пример авторитарной модернизации. Но и Северная Корея это точно такой же исторический пример. Просто в первом случае авторитарный лидер огнем и мечем внедрял англосаксонскую модель, в во втором идею чучхе.
Еще один показательный пример - Грузия. Группа людей решила внедрить в стране европейские институты и подталкивала людей в спину быстрее, чем они успевали переставлять ноги. И на следующих выборах люди не проголосовали за модернизаторов. Хотя, даже противники признают эффективность реформ.
Успешных примеров авторитарной модернизации не так уж много, и все они основаны на заимствовании успешных институтов. А эксперименты коммунистов, исламского государства, красных кхмеров и венесуэльских социалистов на дистанции оказывались новой ошибкой первоначального выбора.
--
Примеры попыток выхода из колеи развития демонстрируют несколько вещей. Первое - люди не хотят меняться. Второе - успешный первоначальный выбор скорее исключение, чем правило. Третье - быстрые изменения не всегда эффективны на дистанции. Реформы могут остановиться и развернуться вспять.
Все постсоветские страны проводили реформы. Страны Балтии достали из комода досоветские печатные машинки и построили демократию. Среднеазиатские страны вернулись к печатным машинкам времен султанатов. В России победили цари, в Украине и Молдове феодалы, а в Беларуси восстановили СССР.
Субоптимальных политических режимов может быть много, и существовать они могут достаточно долго. До тех пор, покуда на возникнет одно из условий - катаклизм, или самообучение граждан. А дальше новая ошибка выбора и новый политический режим в попытке приблизиться к странам серии А.
--
Попробуем решить задачу выхода из колеи развития на примере ОСМД. В советское время была совершена ошибка выбора - за жильцов все решало государство, а зона их ответственности ограничивалась порогом собственной квартиры. Государство оказалось неэффективным, и теперь нужно выйти за порог.
Для этого необходимо сделать две вещи - состыковать людей с тем, что происходит за порогом, и научить их этим управлять. Потому что сегодня надежда только толкового председателя ОСМД. Необходимо добавить вовлеченность и участие, которые напрочь отбиты десятилетиями движения по ошибочной колее.
Например, создадим онлайн кабинет, в котором каждый жилец будет получать информацию по распределению его квартплаты и возможность администрировать ее часть. Создадим онлайн игру, в которой можно менять галочки и смотреть, как изменится квартплата и качество жизни через пять-десять лет.
--
Это не единственное решение, но оно демонстрирует принцип. Людей нужно подтолкнуть к рациональным изменениям их самих и пространства вокруг них. Рациональность воспитывается многократным выбором. Там, где этот выбор происходит каждый день, мы научились эффективно управлять.
Мы ежедневно делаем покупки в магазине. В результате качество соответствует цене товара. Мы выбираем политиков раз в пять лет, и об этом нашем выборе нельзя сказать то же самое. Значит нужно сообщить людям стоимость политического выбора и создать инструмент для оценки его долговременного результата.
Можно дать избирателям возможность самим распределять госфинансирование политических партий. На местном уровне распределять часть бюджета развития. На уровне государства самим решать, поддержать из бюджета науку, или церковь. Чем чаще люди будут делать выбор, тем скорее научатся выбирать.