Украина стоит на пороге затяжного кризиса: множество людей осталось без средств к существованию и цели в жизни. У части этих людей есть оружие и боевой опыт.
Это случалось уже тысячи раз: в античности, в Средневековье, в новые времена. И в эпоху новейшей истории, кстати, тоже уже случалось.
И каждый раз правильным решением оказывалось только одно единственное старое как мир "новшество". А потому искать альтернативу и изобретать велосипеды бессмысленно.
И каждый раз правильным решением оказывалось только одно единственное старое как мир "новшество". А потому искать альтернативу и изобретать велосипеды бессмысленно.
После войны и экономического кризиса неминуемо наступает кризис социальный и психологический, причем обычно на национальном уровне. Настроения в стране после Афганской Кампании СССР и его развала, вьетнамское поражение США, Германия после разгрома гитлеровцев и ее разделения, проигранная Советами война с Финляндией 1939-40 и последующая агония первых поражений во Второй мировой войне. Все это страницы истории, о которых проигравшие не любят и не хотят вспоминать, пишет Константин Череповский в своей блоге на "Новом Времени".
Тем не менее, кризис от невыигранной войны преодолеть можно. И верный способ был найден давно. Состоит он в том, чтобы направить в мирное и желательно экономически целесообразное русло энергию всех, кто волею судьбы оказался не по ту сторону баррикад, да еще и с нелегальным оружием в руках, а кроме того, без работы, средств к существованию или осязаемой цели в жизни.
Римские императоры и монгольские ханы, средневековые короли и современные президенты - все они сталкивались с проблемой утилизации энергии народного гнева. О тех, кто не мог понять очевидного и принять единственно правильное решение, в учебниках истории сегодня найдешь разве что пару упоминаний между строк. Ну а тем, кто принимал верное решение, посвящаются целые монографии, пачки студенческих рефератов и хвалебные оды в Википедии.
Антикризисный рецепт для страны, не выигравшей войну, колоссально прост и сложен одновременно. Ведь это стремительное экономическое чудо.
Очень скоро несколько сот тысяч молодых людей вернутся из зоны АТО к жизни, где все дорожает, тарифы растут, а гривна превращается в разноцветные фантики
Для того, чтобы проиллюстрировать святую простоту и абсолютную безальтернативность такого решения, не будем начинать с царя Гороха. Приведем лишь два примера. Кстати, очень близких в социально-политическом контексте примера, которые показывают, как кризис может обернуться экономическим чудом.
Первый – это времена Великой Депрессии в США. Конечно же, это сегодня те времена выглядят ярко, как в голливудском мюзикле "Великий Гэтсби": гангстеры, джаз, виски со льдом и массовое веселье.
На деле же миллионы людей умирали от голода в стране, где не было ни эпидемий, ни катастроф. Не будем сейчас вдаваться в детали финансовых причин того кризиса. Гораздо интереснее, как президент Франклин Делано Рузвельт искал выходы из сложившейся ситуации.
Безусловно, он оказался отличным экономическим управленцем, однако только понимание, что главный экономический фактор - это человеческий ресурс, позволило Рузвельту спасти США от коллапса.
Рецепт Рузвельта был прост. Вместо того, чтобы искать средства на содержание гигантской армии голодных и безработных, он придумал как дать им спасительную для страны работу.
Миллиарды долларов, которые можно было бы потратить на социальные выплаты, были брошены в оборот. В итоге, всего за несколько лет примерно 8,5 млн человек построили в США 122 тысяч зданий, более 1 млн км дорог, 77 тысяч мостов, 25 тысяч км канализации в городах и 285 аэропортов.
И получали они за свои труды не пособие, не пенсию, и даже не субсидию, как это теперь модно, а зарплату, которую, естественно, могли потратить на еду, одежду и прочие потребности. Это стимулировало развитие соответствующих отраслей.
Пару десятилетий спустя в Южной Корее, на родине "Самсунгов" и "Хюндаев", случилось свое маленькое экономическое чудо, которое вновь продемонстрировало справедливость этого подхода.
Пока энергию разгневанных послевоенной нищетой народных масс в Северной Корее подавляли при помощи идеологической деспотии по образу и подобию Советского Союза, Южная Корея пошла по пути ускоренного, практически, реактивного капитализма.
Знаменитый 5-летний план (с 1962 по 1967 годы) войдет в историю как один из самых успешных примеров превращения отсталой аграрной страны в одного из высокотехнологичных лидеров планеты.
И в основе этого экономического чуда опять-таки лежала энергия нищих и голодных.
Можно долго рассуждать о том, что экономику страны подняли так называемые чоболы - семейные предприятия, которые пользовались огромной поддержкой государства. Самые известные из них сегодня входят в число лидирующих брендов мира - это Samsung, Hyundai, LG, KIA. Но решающим фактором становления стали не они.
В 1960-х нищую Южную Корею подняли с колен миллионы рабочих, вчерашних фермеров, построивших всего за несколько лет 300 тысяч км отменных дорог и почти 100 тысяч км железных дорог, которые позволили создать одну из самых совершенных в мире систем логистики.
У этого корейского чуда был свой "отец", свой Рузвельт - генерал Пак Чон Хи. Именно он в 1960-х придал стране тот импульс, который и сегодня может опосредованно ощутить каждый, кто пользуется смартфоном Samsung или ездит на автомобиле Hyundai или Lanos.
Именно ему стоит отдать должное за то, что при жизни менее чем двух поколений Южная Корея превратилась из отсталой, разоренной войнами и голодом страны в одного из мировых лидеров в судостроении, автомобилестроении, производстве электроники и компонентов.
На какую мысль наводит опыт Рузвельта и Чон Хи, а также всех тех, кто успешно решал подобные кризисные задачи за тысячелетия до них?
Мысль эта очень проста. Как только в стране накапливается критическая масса людей, у которых нет постоянной работы, мечты и места для ночлега, им необходимо тут же находить разумное применение. Иначе они найдут себе применение сами, причем, скорее всего, самое глупое из возможных: массовые волнения, дебоши, анархия.
У каждого из нас еще свежи воспоминания о голодных 90-х, когда инженеры с прекрасным образованием, еще вчера работавшие над ракетами "земля-воздух", торговали свитерами и жвачкой, возделывая свои собственные 6 соток.
Украина образца 2015 года, безусловно, вряд ли скатится именно к такому сценарию. Но это не означает, что впереди нас не ждет что-то не менее впечатляющее. Лишившись доброй трети своих территорий, Украина вновь стоит на пороге затяжного кризиса, причем не только экономического, но и социального.
Посмотрите на обилие дорогих машин с "восточными" номерами в киевских службах такси. Люди бросили свои дома и ищут лучшей жизни. И это те, у кого хотя бы осталась машина. А как быть с теми, кто может рассчитывать только на собственные руки?
Посмотрите на всплеск криминальной активности. Участившиеся угоны машин. Бандитизм и разбой. Квартирные грабежи. Даже банковские ограбления. Скоро на поезда начнут нападать, как на Диком Западе. И удивляться тут нечему - каждый выживает как умеет.
А некоторые уже даже прошли особую школу выживания. Кто-то на АТО с оружием в руках. А кто-то на улицах Киева с брусчаткой во время Майдана или же с дубинкой в киевских подворотнях (титушки). Очень скоро несколько сот тысяч молодых людей начнут постепенно возвращаться из зоны АТО к повседневной жизни. К жизни, в которой все меньше нормальной работы. К жизни, где все дорожает, а доходы сокращаются. Соцвыплаты урезают, коммунальные платежи с громадной скоростью поднимаются, гривна постепенно превращается из полноценной валюты в разноцветные фантики, а цены в магазинах все больше напоминают номера телефонов, причем с городскими кодами.
Что будут делать все эти люди? В том числе и те, кто недавно получил бесценный боевой опыт и настроен весьма решительно - сидеть и молча слушать, как премьер и глава Нацбанка препираются, кто виноват в обвале гривны? Это вряд ли.
Они будут действовать. Рано или поздно. Объединяясь то в мелкие группки, то в массовые явления, новые "майданы". Как они будут действовать, спросите вы? Нам лучше не знать этого, отвечу я.
На днях я ездил на встречу в Крюковщину, что совсем под Киевом, в двух километрах. Спортивные шины моего автомобиля пережили дорогу туда и обратно. А вот у мчащегося мне навстречу КАМАЗа покрышку разорвало. В общем, ехал я домой оглушённый хлопком разорванной шины груженого КАМАЗа и вспоминал Рузвельта и генерала Чон Хи. Бог с ней, с Америкой, но чем мы хуже Кореи, думал я.
Давайте опомнимся и попытается сделать то единственное, что сегодня можно и нужно сделать.
Давайте соберем волю в кулак, перестанем растерянно оглядываться по сторонам, ожидая очередного кредита МВФ и обвиняя во всех грехах безусловно не ангельского северного соседа.
Давайте не будем дожидаться, пока армия голодных и озлобленных людей соберется на какой-то там по счету Майдан.
Как и генералу Чон Хи, нам потребуется трудовая милитаризация кадров. Рабочие военизированные отряды хорошо обученных и подготовленных строителей нового будущего новой независимой Украины.
Давайте перестанем ждать кредиты и начнем наконец строить дороги. Дороги к собственному экономическому чуду.