Еще в 70-х годах народ Чили приступил к реализации одного из самых смелых в истории комплексов экономических реформ. Правительство призвало так называемых «Чикагских мальчиков» во главе с Милтоном Фридманом и другими экономистами-рыночниками из Чикагского университета.
Им предоставили свободу действий по перестройке чилийской экономической системы при помощи права собственности, низких фиксированных налогов, приватизации системы социального обеспечения и дерегулирования промышленности. В 1991 году Фридман писал, что в настоящее время в Чили «есть все три вещи: политическая свобода, человеческая свобода и экономическая свобода. Будет интересно понаблюдать, сможет ли чилийский эксперимент сохранить все три компонента».
В течение 40 лет эксперимент работал лучше, чем можно было себе представить. Согласно исследованию экономиста Акселя Кайзера для Института Като: «В период с 1975 по 2015 год доход на душу населения в Чили вырос в 4 раза и составил 23,000 долларов США, что является самым высоким показателем в Латинской Америке. В результате чего, с начала 80-х годов до 2014 года уровень бедности сократился с 45 до 8%». Чили стала одной из самых богатых стран Южной Америки. И это произошло за три десятилетия, по историческим масштабам - в одно мгновение.
Марксисты и интеллектуальный класс Латинской Америки всегда ненавидели рыночные реформы. Они пренебрежительно относились к «Чикагским мальчикам», называя их «фашистами». Они десятилетиями критиковали эту политику (а их прислужники в американских СМИ поддакивали их протестам), даже когда Чили стала жемчужиной Южной Америки.
Марксисты придумали повествование о «неравенстве»: «Богатые становились богаче, бедные - беднее, а капитализм – зло».
Они проникли во все культурно-просветительные учреждения Чили: средства массовой информации, школы, университеты, католическую церковь, искусство, профсоюзы и даже залы заседаний советов директоров компаний. Они распространяли свое ядовитое кредо коллективизма среди населения.
В конце концов, левые совершили политический переворот. В 2013 году кандидат левых занял кресло президента Чили. Рыночные реформы систематически заменялись банальностями в стиле «распределения богатства». В октябре 2020 года избиратели одобрили изменения в конституции, и теперь имущественные права и верховенство закона находятся под угрозой.
В настоящее время Чили наблюдается резкий спад экономики. Бедные сокрушены. Богатые выводят свои деньги из страны. Они добились «равенства»: страдают почти все.
Тем временем в Америке идет своя экономическая трансформация. Администрация Байдена обещает помочь среднему классу, раздавая триллионы долларов бесплатных денег гражданам, в результате чего люди, сидящие без работы, получают больше, чем если бы они работали. Мы займем триллионы долларов и будем молиться, чтобы китайцы продолжали скупать наши облигации и чтобы наша валюта сдюжила.
Скоро будет увеличен налог, который заставит представителей производительного класса и создателей рабочих мест платить свою «справедливую долю» по налоговым ставкам в 50, 60 и 70%.
Будет ли у этой истории счастливый конец?
Ответ на этот вопрос может содержаться в пугающем примере Чили.