До очередного витка политической рулетки в Германии остаются буквально часы. Хор экспертов почти единодушно ставит на красное. Черное, которое четырежды выпадало в новом веке и привело Германию туда, где она есть, не вселяет игрокам надежды: без Ангелы Меркель христианские демократы представляются обездоленными сиротами. И действительно, некогда победоносная ХДС в союзе с баварской ХСС после избрания кандидатом в канцлеры Армина Лашета приносит однообразные новости: ее рейтинг падает много недель, докатившись до постыдных 19 процентов.
Социал- демократы же напротив, во главе с мало харизматичным, но при этом популярным ( немецкий тренд, державший на вершине симпатий много лет Ангелу Меркель) Олафом Шольцем, вынырнув из политического морга, поднялись к пику популярности и имееют около 25 процентов голосов.
Кажется, что приход господина Шольца в канцлерамт неотвратим. Коллеги из разных стран начинают наводить справки в духе, кто вы, мистер Шольц?
Прежде всего. Шольц не мистер, а геноссе, товарищ. Много лет он носит красные погоны и остается упрощенной версией Герхарда Шредера.
Как и Шредер, Шольц - единственный черный из своих красных коллег, прогрессивный консерватор среди аморфных соц -деков, бургомистр самого капиталистического города Германии Гамбурга.
Как и Шредер, он - чужой в своей партии. Шредер, с которым во времена его канцлерства, я несколько раз подолгу общался лично, был бы великолепным республиканским губернатором какого- то крупного штата, окажись он в политической Америке. Мало кто сегодня помнит, что именно шредоровская Агенда -2020, типично правая реформа рынка труда, дала базу для подьема страны при канцлере Меркель.
Круглолицый, добродушный, тогда еще всегда улыбающийся и волосатый Олаф Шольц был при Шредере ( фото) генсеком партии. И тогда, и сейчас эта должность мало что значит, но Шольц научился у старшего коллеги безупречно скрывать под улыбчивой маской товарища жесткие скулы господина.
Со временем улыбка погасла, старший товарищ стал крупнейшим русским олигархом, а старейшая партия из народной силы превратилась в унылую тыкву.
Возможно, Олаф Шольц последний социал- демократический политик Германии, пытающийся сварить из этого вялого овоща тыквенный суп для всей страны.
Мне лично очень жаль, что у него в последнюю минуту это маленькое чудо не получится. Он наверняка стал бы неплохим канцлером. В любом случае, гораздо лучшим, чем будет везунчик последней минуты Армин Лашет. Но красный закат лишает Шольца той малости, которая необходима для победы.
Скорее всего, с отрывом в процент или полтора черные станут лидерами и этих выборов.
В человеческом измерении это будет большая несправедливость по отношению к Олафу Шольцу. Но политически такая победа - все же выход для страны, оказавшейся в тупике ошибок партийных лидеров разных цветов.
В любом случае, за скучным Лашетом стоит партия, которая при другом лидере набрала бы 30 и даже 35 процентов голосов. За Шольцем не стоит ничего. Он сам человек- партия. Без него красные сейчас сражались бы не за право возглавить коалицию, а за третье место с либералами, и это сражение проиграли бы.
Возможно, мы все пожалеем, что из Олафа Шольца не получилось Гая Диоклетиана, последнего « настоящего» императора угасающего Рима, но глубокая анатомия опросов и огромный рост удаленного голосования( письма) лишают красных шанса на прощальный всплеск.
Впрочем, в странные ковидные времена аномалии обязательны, как кометы во времена смутные. И тогда Олаф Шольц станет последним красным канцлером в истории Германии. И это тоже будет несправедливо: такое почетное место должно бы достаться исключительно Герхарду Шредеру, как идеальному продукту окончательного распада красной идеи.