В условиях, когда российские войска в большом количестве стягиваются к границе с Украиной, не только украинцы беспокоятся о том, что может приготовить для них президент Владимир Путин. Это касается и казахов.
До недавнего времени речь о присутствии российских военных на территории Казахстана не заходила, но после начала беспорядков и отправки в эту страну контингента Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ), в который от России вошли подразделения воздушно-десантных войск, ситуация изменилась.
Путин уже давно подчеркивал идеологический, а не силовой аспект наращивания сил против Украины и словесных нападок на Казахстан. На своей ежегодной пресс-конференции он использовал несвязанный вопрос, заданный казахстанским телевидением, чтобы напомнить своей аудитории: «Казахстан - русскоязычная страна в полном смысле этого слова».
Отсылка Путина к русскоязычности стала ответом на слова некоторых казахских активистов, которые настаивают на том, чтобы унаследованный от советских времен русский язык занял второе место после казахского, основного языка страны.
Русские националисты бурно реагируют на любое предложение изменить статус русского языка в центральноазиатской республике.
«К сожалению, в Азии хорошо понимают только язык силы. [России] не нужно демонстрировать свою силу, но она должна показать свою способность ее применять. Слабых не уважают. Как сказал Александр III, союзники России - ее армия и флот; к сожалению, других естественных союзников у нас нет», - сказал Александр Бородай, бывший лидер сепаратистов в украинском Донецке, ставший депутатом российского парламента.
Высказывания Бородая стали частью развивающейся словесной войны. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что ксенофобия стала причиной нескольких нападений на русскоговорящих в Казахстане.
У Казахстана 6,846 км общей границы с Россией, это вторая по протяженности граница в мире. В стране проживает русскоязычное меньшинство, составляющее 20% населения.
Комментарий Бородая стал очередным высказыванием ультраправых, ультранационалистических идеологов, призывающих как к возвращению российского правления в Центральной Азии, так и к расчленению Казахстана. Эти комментарии стали фоном для заявлений Путина.
«Называть этнических русских в Казахстане диаспорой - политическая ошибка, поскольку это наши земли, временно оторванные от России, - сказал Павел Шперов, бывший ультранационалистический депутат российского парламента. - Границы не вечны. Мы вернемся в границы российского государства».
Неофициальный опрос в Риддере, угледобывающем городе на границе с Россией в восточном Казахстане, населенном преимущественно русскими, несколько лет назад показал, что до 75% этнически русского населения города выступают за вхождение в состав России.
Путин впервые вызвал озабоченность у казахов 7 лет назад, когда через 9 месяцев после аннексии Крыма один из студентов на пресс-конференции спросил его, не грозит ли Казахстану участь, подобная украинской.
Вторя широко распространенному среди этнических русских мнению о том, что Россия принесла цивилизацию в кочевые степи Центральной Азии, Путин отметил, что тогдашний президент Назарбаев, глава компартии Казахстана советских времен, «совершил уникальный подвиг: он создал государство на территории, где никогда не было государства. У казахов никогда не было своего государства, а он его создал».
Далее Путин заявил, что членство Казахстана в постсоветском Евразийском экономическом союзе, состоящем из пяти государств, «помогает ему оставаться в рамках так называемого "большого русского мира", который является частью мировой цивилизации».
Используя понятие «Русский мир» - обновленную версию концепции, воспринятой из древних источников, которые рассматривали греческий, римский и византийский миры как пространства, определяемые не границами, а культурным и экономическим влиянием, - Путин сформулировал свой взгляд на Россию как на цивилизационное, а не национальное государство.
Путин впервые принял эту концепцию, заявив на конференции русской диаспоры в 2001 году, что «понятие "русский мир" простирается далеко за пределы географических границ России и еще дальше от границ русской национальности».
Казахские лидеры балансировали на грани, реагируя на слова Путина и его ультраправого националистического хора. В своей статье президент Касым-Жомарт Токаев призвал к расследованию того, кто несет ответственность [подсказка: это был Иосиф Сталин] за голод в начале 30-х годов, вызванный насильственной советской коллективизацией и расселением кочевников. Во время голода погибло до трети населения Казахстана.
Реакция Токаева была созвучна реакции его предшественника, Нурсултана Назарбаева, когда он отреагировал на пренебрежение Путина к истории Казахстана.
Назарбаев поспешил объявить о планах празднования 550-летия Казахского ханства, которое берет свое начало в 1465 году. «Наше государство возникло не на пустом месте. Государственность казахов относится к тем временам, - сказал Назарбаев. - Возможно, оно не было государством в современном понимании этого термина, в нынешних границах. Но важно, что фундамент был заложен тогда, и мы - народ, продолжающий великие дела наших предков».
Два месяца спустя бывший президент еще раз подтвердил эту мысль, заявив на праздновании Дня независимости Казахстана, что «независимость завоевана трудом многих поколений наших предков, которые кровью и потом защищали нашу священную землю. Независимость - это твердая решимость каждого гражданина защищать Казахстан, свой дом и Родину до последней капли крови, как завещали нам наши героические предки».
Некоторые аналитики полагают, что 81-летний Назарбаев может быть последней баррикадой, блокирующей конфронтацию между Россией и Казахстаном.
Отмечая, что процент русских в казахском населении уменьшается, независимая «Новая газета» указывает, что «Россия понимает это, но не настроена легко уступить своей бывшей колонии право жить в качестве граждан в своей стране».
Газета цитирует казахского ученого Досыма Сатпаева, который описывает российско-казахские отношения как отношения «мужа и жены перед разводом». Они еще пытаются жить вместе, но черные кошки уже кружат между ними. В будущем кто-то, вероятно, захочет начать бракоразводный процесс, возможно, мирно, а возможно, и конфронтационно».