1. По поводу оружия ничего писать не буду. Хорошо идёт – пусть так и идёт. Літаки летіли, летять, летітимуть. Тут важно не терять контекст.
Ибо вчера все были в панике, а сегодня уже в эйфории. Не надо этого. Фильтруйте медийное безумие. Особенно – западное, потому что к нему у нас пока нет иммунитета. А там хватает своих мракобесов и своих политических интриг. Концентрируйтесь на фактах. Например.
В августе состоялся успешный визит президента Владимира Зеленского в США. Попытки обесценить его значение со стороны политических оппонентов понятны, но не по делу. Было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве в сфере обороны. Оно позволяет сделать больше, чем MNNA, о котором продолжают бредить отдельные народные депутаты.
Главное – наполнить это соглашение конкретикой. На результат работает много людей в Офисе Президента, Минобороны и МИД. Самолёты не прилетают ВНЕЗАПНО. Как оказалось, это откровение для некоторых.
Российская угроза никуда не делась. У России столько возможностей, сколько есть. Разрыв – большой, это вторая по силе армия мира. Но наши возможности потихоньку растут, несмотря на. Об этом свидетельствует вой на тему «оружие старое», «оно не поможет» и т.д.
Мы не достигнем паритета в одиночку. Однако при адекватных внутренних решениях и внешней помощи можем выйти на рубеж, когда без применения ядерного оружия с нами в принципе нельзя будет что-то сделать. Главное – двигаться невпинно. А это – результат победной бюрократии…
В ближайшее время ожидается ещё одно ооооооочень сильное кадровое решение в сфере обороны. Которое даст +100 к броне и +1000 к огневой мощи. Надеемся и уповаем.
2. Минобороны направило на согласование изменения к приказу о воинском учёте женщин. Тут также очень важно понимать логику и контекст.
Напомню, что обновленная норма о воинском учёте для дам родилась в виде законопроекта ещё в мае 2020 года и стала законом в марте 2021 г. За него проголосовали 256 депутатов, в том числе – лидеры фракций демократической оппозиции.
Затем началась разработка приказа, который был издан в октябре 2021 года и запущен на юстирование. Откуда и выскочил в декабре к всеобщей радости. Особенно обрадовался новый министр обороны.
В новом варианте, который ещё должны согласовать в МВД, СБУ и СВР, предлагается значительно сократить список тех, кого будут учитывать на данном этапе. В случае/После внесения изменений, в списке останется 14 специальностей и 6 профессий.
Также министр обороны Алексей Резников разъяснил, что никаких штрафов для тех, кто в первый раз становится на учет, в принципе быть не может. Что в целом должно снять ажиотаж и перевести процесс в человеческий режим (кстати, даже в условиях развернувшейся истерии сотни мотивированных дам уже встали на учёт)…
А теперь – главное. Инцидент с учётом женщин подстегнул работу, которая начала выстраиваться до него.
Сейчас параллельно набирают ход два процесса.
Первый – технико-организационный. Его суть – преображение сети бывших военкоматов (территориальных центров комплектации и социальной поддержки). Один компонент – это цифровизация. В плане административных манипуляций военкомат будет превращён в аналог военного ЦНАПа, когда от военнообязанного будет требоваться минимум телодвижений. Второй компонент – это превращение экс-военкоматов из мест, генерирующих непозбувну бентегу и скорбь, в адекватные центры военного рекрутинга.
По цифре осязаемые результаты будут накапливаться в течение нескольких месяцев. Остальное – это задача примерно на год непрерывной работы.
Второй процесс – сущностный. Его задача – решить проблему, которая в сто раз сложнее, чем добыча стингеров или чего-то подобного. Речь идёт об изменении подхода к комплектованию армии.
По сей день сохраняется инерция давних времён. Она была порождена в атмосфере, когда считалось, что людей (человеческой биомассы) у нас в избытке. И при утрате части этой биомассы её всегда можно было восполнить быстро и недорого. Поэтому и отношение было – как к недорогому расходному материалу. В нынешней ситуации – это непозволительная роскошь.
Система по-прежнему выстроена с учетом поправки на большую текучку.
Это порождает массу проблем и дико нерациональное использование ресурсов. Например.
Для формирования нижней офицерской ступени военной иерархии нам нужно, условно, 100 лейтенантов. Которые с годами превратятся в капитанов, майоров и т.д. Чтобы решить эту задачу, мы набираем 500 курсантов и выпускаем 300 лейтенантов с пониманием, что большинство из них разбежится после первого контракта. Это многократные потери и для армии, и для экономики.
Чтобы остановить текучку, надо много чего перестроить. Денежное обеспечение, квартиры, прозрачный алгоритм продвижения по службе – это то, что лежит на поверхности. Но есть ещё момент осмысления, какую армию мы строим? Какая нам нужна с учётом угроз и тенденций?
Прикладная сторона этого: кого, сколько и для каких целей мы должны отбирать и к чему готовить? Сколько денег на них рационально потратить и на каком этапе? Если нам нужно 100 лейтенантов, давайте набирать 130 курсантов и серьёзно инвестировать в каждого. Чтоб они не разбегались.
На примере учёта женщин это вылилось в такую логику изменений к приказу.
Во-первых, отныне Генштаб будет предлагать к учету не всех, кто теоретически когда-нибудь может быть понадобится для армии. А тех, кто актуален сейчас, и тех, кто действительно представляет интерес в перспективе для РАЗВИТИЯ ЗСУ (об этом прямо указано в преамбуле).
Также Генштаб будет периодически пересматривать этот список. Ибо рождаются новые профессии, которые имеют прикладное военное значение. Те же операторы БПЛА, как самое очевидное.
Во-вторых, учтённый контингент будет осмысливаться не как некий объем человекоединиц «личного состава». А с минимальным профилированием этого «состава».
Учитывая женщин на случай необходимости оперативно масштабировать армию, был задан логичный вопрос – где их можно применять наиболее эффективно как профессионалов с минимальной доработкой военным напильником? И тут всё очевидно.
Медики. Связь. Навигация/картография. Сложная электроника и компьютерная техника. Финансы, бухгалтерия (ибо воюющая армия – это огромная экономическая составляющая).
Именно эти категории и будут учтены в первую очередь. В этих профессиях некоторые дамы могут легко дать фору кому угодно. И будет усиленно внедряться крамольный тезис, что нежелательно применять специалиста не по профилю без крааааааааайней необходимости. Ибо это дорого. Хотя, если раздать оружие бухгалтерам, то к концу первого квартала мы захватим Молдову как минимум.
При этом есть амбиция в процессе учёта научиться вести себя с дамами так, чтобы они проявили интерес к службе в резерве. ДОБРОВОЛЬНО, по своей инициативе. Ведь связистов и бухгалтеров тоже надо потренировать со своими частями. Что позволит масштабировать ЗСУ и ТРО (как часть ЗСУ) очень быстро.
Замысел такой. Есть трезвое понимание, что идеально не получится. Как минимум – не сразу. Ибо параллельно разворачивается много подобных треков. Но через год можно будет что-то увидеть.
Революционное решение в том, что работа с кадрами будет выделена (остались последние штрихи) в МОУ как обособленная функциональная вертикаль. Человека, который её возглавит, будут ненавидеть все. Просто все. Ибо ему придётся ломать устоявшиеся схемы, куда вросли своими телами некоторые военные начальники.
Будет нескучно.
3. Из совсем непонятного.
Помимо наглядных моментов международного сотрудничества или вопросов, касающихся многих граждан, есть темы в сфере обороны, которые понятны единицам. Одна из них – это «оборонная реформа» с учетом принципов НАТО.
Как-нибудь попытаюсь человеческим языком описать, что там происходит. Когда сам вникну.
Ибо в первом приближении всё это выглядит как набор букв. Который нередко переводится с английского с подменой смысла (например понятие «гражданский демократический контроль» у нас – это совсем не то, что в странах с устойчивой демократией). Нюанс в том, что выполнение этого набора букв привязано к конкретным датам. А следование графику является основным критерием предоставления помощи, в т.ч. – одного из видов помощи США. В общем, это очень важно.
Пока просто знайте – там тоже есть движение.
Далі буде.