От $40 млрд до $60 млрд за год: сколько потеряет Россия от нефтяных санкций ЕС

От $40 млрд до $60 млрд за год: сколько потеряет Россия от нефтяных санкций ЕС

Кремлёвские чиновники повторяют, что нефтяные санкции Евросоюза, введенные из-за вторжения в Украину, не нанесут сколь-нибудь заметного ущерба российской экономике и только навредят самим европейцам. Это была и главная идея выступления Путина на ПМЭФ Канал «Можем объяснить» разбирался, так ли это на самом деле и во сколько обойдутся России нефтяные санкции Запада.

«Европейские имбецилы» — так зампред Совета безопасности России Дмитрий Медведев назвал руководителей 27 стран Евросоюза, согласовавших 30 мая шестой пакет санкций. «Теперь европейцам придётся рыскать по всему миру в поисках сырья такого же качества», — написал бывший российский президент в своем Telegram-канале. Там же он заявил, что масштабы энергетического кризиса для европейцев будут увеличиваться.  

Одна из целей политического руководства России – доказать, что нефтяные и газовые санкции бесполезны и вообще больше навредят самим европейским странам. Тем самым Кремль добивается, в частности, их смягчения или блокирования. Поэтому закрывает информацию о добыче и экспорте нефти и газа, а чиновники публично демонстрируют скоморошескую риторику, полную ругательств.  

Потеря 90% экспорта в Европу

Анонсируя шестой пакет санкций, Еврокомиссия 4 мая предлагала запретить импорт всей российской нефти – морской и трубопроводной, сырой нефти и нефтепродуктов. Это лишило бы Москву основного потока доходов, который помогает финансировать ее войну в Украине. Но полный запрет заблокировал Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии и единственный союзник Владимира Путина внутри Евросоюза.

В итоге европейцы договорились ввести полный запрет импорта российской нефти по морю. Эмбарго будет вводиться поэтапно с декабря 2022 года по февраль 2023 года: через шесть месяцев запрещаются морские поставки нефти, нефтепродуктов — через восемь. Без запрета Евросоюза обязались прекратить импорт российской нефти по трубопроводу Германия и Польша, оставив Венгрию, Словакию и Чехию единственными ее покупателями.

Какие у этого последствия? Европа – крупнейший рынок сбыта нефти для России. По данным Международного энергетического агентства, из 4,7 млн ​​баррелей нефти, которые в 2021 году Россия экспортировала в день, около половины приходилось на Евросоюз. Транспортировка по морю — основной канал поставок. По данным аналитического центра Bruegel, три четверти российской нефти доставляется в Европу танкерами, и только четверть – по трубопроводу.

Все это значит, что эмбарго на морской экспорт будет иметь большое значение.  

В ближайшее время будет блокировано около 75% российского нефтяного импорта. А до конца 2022 года – около 90% от показателей 2021 года (за счет отказа от российской нефти по трубе Польши и Германии). Оставшиеся примерно 10% – это трубопроводный экспорт российской нефти в Венгрию, Словакию и Чехию, плюс исключение поставок по морю для Болгарии (Болгария получила отсрочку эмбарго на морские поставки до конца 2024 года).

Что больше: потери Москвы и Европы?

Прокремлевские пропагандисты настаивают, что Европа потеряет от санкций намного больше, чем Россия. Да, европейцам придется заменять российскую нефть марки Urals на более дорогую марку Brent, что приведет к увеличению платы за электроэнергию, и без того дорогую в Европе, а это нервирует обычных потребителей.

Но, во-первых, опросы показывают, что европейцы, как и большинство из опрошенных в 52 странах в мире, выступают за разрыв экономических связей с Россией, то есть готовы потерпеть ради помощи Украине (подавляющее большинство людей во всем мире поддерживают помощь Украине и почти половина считает, что Европейский союз, США и НАТО делают для этого слишком мало).

Во-вторых, если посчитать в деньгах, то эмбарго Евросоюза на нефть нанесет больше вреда России, чем Европе. Замена 75% российской нефти на марку Brent по 120 долларов за баррель будет означать для стран Евросоюза дополнительные расходы в размере не менее 2 млрд долларов в месяц, оценили аналитики норвежской Rystad Energy для Reuters. Но Москва теряет больше.

Российским нефтяникам удастся перенаправить в лучшем случае 1 млн баррелей, ранее предназначавшихся для Евросоюза. Это означает, что экспорт в Европу из 3 млн баррелей весной 2022 года быстро сократится до 1,75 млн баррелей. Что в свою очередь означает потерю дохода в размере не менее 3,4 млрд долларов в месяц на начальном этапе эмбарго, показывают расчеты Reuters Breakingviews. Эти потери могут возрасти как минимум до 4,5 млрд долларов в месяц, когда будет запрещено 90% российского нефтяного экспорта в Евросоюз.

Азия поможет. Немного

Эмбарго подстегнуло цены на нефть, из чего прокремлевские оптимисты (или прозападные пессимисты) делают вывод, что санкции бесполезны. Мол, нефть все равно будет по «серым» схемам поставляться в Европу, пусть и не в прежнем объеме, а высокие цены компенсируют спад продаж. Остальное Россия переправит в Индию или Китай.

Определенные успехи у России тут есть. С тех пор, как в феврале Путин вторгся в Украину, количество нефти, перекачиваемой в Евросоюз по трубопроводу «Дружба», увеличилось — с января по апрель на 14%, до 857 000 баррелей в сутки, пишет The Economist. Дешевую российскую нефть, которую избегает большинство западных покупателей, скупают нефтепереработчики в странах Центральной и Восточной Европы — Чехии, Германии, Венгрии, Польше и Словакии.

Одновременно в апреле экспорт российской нефти из портов вырос на 17% и достиг рекордных в этом году 4,7 млн баррелей в сутки за счет «серого» вывоза в танкерах, скрывающих пункт назначения.

Москва пытается справиться с надвигающимся морским эмбарго, перенаправив поставки сырой нефти азиатским покупателям. В мае индийские нефтеперерабатывающие предприятия получали в среднем в день 819 тысяч баррелей российской нефти по сравнению с примерно 277 тысяч баррелей в апреле, пишет Reuters.

В результате Индия превратилась во второй по величине морской хаб для российской нефти, уступая только Китаю, пишет Bloomberg. Более того, Россия стала вторым крупнейшим поставщиком нефти в Индию, отодвинув на третье место Саудовскую Аравию (на первом — Ирак). Экспорт нефти из России в Индию вырос примерно с 1% (от общего объема нефтяного импорта) до вторжения в Украину до 18% в мае. Значительная долю сырой российской нефти Индия реэкспортирует в виде нефтепродуктов, в том числе в США и Европу, что является важной лазейкой, которую эксперты считают нужным закрыть.

Азиатские покупатели сейчас принимают половину всей нефти из морских портов России. Но санкции еще не вступили в силу, а с учетом пристального внимания европейских регуляторов обходить их будет непросто. Дело в том, что нефтяные танкеры обязаны иметь страховку по возмещению ущерба, а на этом рынке доминируют европейские компании. Евросоюз и Великобритания (где расположены основные страхователи) в шестом пакете санкций договорились не страховать ответственность судовладельца на перевозку российской нефти. Это способно оказать более сильный экономический эффект, чем эмбарго, поскольку затрагивает танкеры, перевозящие российскую нефть по всему миру, что отрезает ее от азиатского рынка.

Россия делает ставку на российские танкеры и страховщиков (Индия и Китай работать с ними не отказывались). Ключевым перестраховщиком для российских танкеров (из-за потенциально больших риском страховщики их перестраховывают) стала Российская национальная перестраховочная компания.

Но все это не слишком поможет. Японские страховщики, пока еще страхующие танкеры, перевозящие российскую нефть, при условии, что они не связаны с компаниями, включенными в санкционные списки, скорее всего откажутся это делать вслед за европейскими перестраховщиками. В итоге в Азию удастся перенаправить всего около трети от выпадающего экспорта в Европу, оценили аналитики норвежской Rystad Energy для Reuters.

Что ждет путинскую Россию

Эмбарго начинается не сейчас, а через полгода, тем не менее это означает, что у Путина больше нет экономического света в конце тоннеля, считает экономист Сергей Гуриев.

Пока Россию спасает отложенное действие санкций и высокие цены на нефть. Но и они вряд ли надолго. По прогнозам МВФ, в 2023 году цена марки Brent будет ниже, чем в этом, а с 2024 года вернется на уровень 80–85 долларов за баррель. Даже если скидка на российскую нефть не будет доходить до трети от Brent (как все чаще случается), цена на нее скорее всего будет существенно ниже. А негативный эффект эмбарго со временем будет только усиливаться.

Если допустить, что нынешний дисконт в 35-40 долларов за баррель для российской Urals сохранится, то даже при майских высоких ценах на Brent Россия в экспорте по трубопроводу в четыре оставшиеся европейские страны (исключенные из санкционного пакета) не досчитается 14 млрд евро, оценивает Центр исследований энергии и чистого воздуха (CREA).

Неофициальные оценки потерь Кремля расходятся, но в любом случае это огромные цифры:  

  • По первой предварительной оценке Bloomberg, из-за эмбарго Евросоюза Москва в экспорте российской нефти потеряет за год более 22 млрд долларов.
  • Возможно, потери выше – 50 млрд долларов в год, оценивает Альфа-банк, крупнейшая частная кредитная организация России.
  • Оценки Reuters Breakingviews, если их суммировать в годовом масштабе, – от 40,8 до 54 млрд долларов.
  • 5 млрд долларов в месяц, или 60 млрд долларов в год – во столько оценивает потери консалтинговая фирма Energy Aspects.

Итоговые потери будут зависеть от того, смогут ли российские нефтяники найти клиентов на альтернативных рынках, отмечает Альфа-банк.

В любом случае это большой удар по российскому бюджету. Который уже ощущается. В апреле впервые с 2017 года бюджет оказался дефицитным – правительству не хватило 262,3 млрд рублей.

Можем объяснить