Из книги Ширера У. "Берлинский дневник. Европа накануне Второй мировой войны глазами американского корреспондента". 1939 год. Что писали немецкие газеты перед нападением на Польшу:
«ОТВЕТИМ ПОЛЬШЕ, ОХВАЧЕННОЙ БЕШЕНЫМ ЖЕЛАНИЕМ НАРУШИТЬ МИР И ПРАВА В ЕВРОПЕ!»
«ВАРШАВА УГРОЖАЕТ БОМБАРДИРОВКОЙ ДАНЦИГА — НЕВИДАННЫЙ ВСПЛЕСК ПОЛЬСКОГО СВЕРХСУМАСШЕСТВИЯ!»
«ПОЛНЕЙШИЙ ХАОС В ПОЛЬШЕ — НЕМЕЦКИЕ СЕМЬИ СПАСАЮТСЯ БЕГСТВОМ»
«ПОЛЬСКИЕ СОЛДАТЫ ДВИЖУТСЯ К САМОЙ ГРАНИЦЕ ГЕРМАНИИ!»
«ЭТА ИГРА С ОГНЕМ ЗАХОДИТ СЛИШКОМ ДАЛЕКО»
«ТРИ ГЕРМАНСКИХ ПАССАЖИРСКИХ САМОЛЕТА ОБСТРЕЛЯНО ПОЛЯКАМИ»
«В ДАНЦИГСКОМ КОРИДОРЕ МНОЖЕСТВО НЕМЕЦКИХ СЕЛЬСКИХ ДОМОВ В ОГНЕ!»
«ВСЯ ПОЛЬША В ВОЕННОЙ ЛИХОРАДКЕ! 1 500 000 МУЖЧИН ПРИЗВАНО В АРМИЮ! НЕПРЕРЫВНАЯ ПЕРЕБРОСКА ВОЙСК К ГРАНИЦЕ! ХАОС В ВЕРХНЕЙ СИЛЕЗИИ!»
1 сентября Германия начала войну. Все немецкие газеты назвали это не войной, а «контрнаступлением». 7 сентября опубликован декрет, который устанавливает смертную казнь любому, кто «угрожает военной мощи германского народа».
11 сентября немцы подходят к Варшаве. Почти все газеты выходят с заголовками «ПОЛЯКИ БОМБЯТ ВАРШАВУ!»
14 сентября. Из штаб-квартиры Гитлера поступило официальное заявление. В нем говорится, что до тех пор, пока польское гражданское население оказывает упорное сопротивление германской армии в городах, Германия будет использовать любые средства для его уничтожения, особенно бомбардировки с воздуха и обстрел тяжелой артиллерией, чтобы доказать им «бессмысленность их действий»
Ночью зашла горничная, чтобы поговорить о том, какой ужас эта война.
«Почему французы воюют с нами?» — спросила она.
«А почему вы воюете с поляками?» — спросил я.
«Хм, — произнесла она с непроницаемым лицом и закончила: — Но французы — они же люди».
«Но поляки, может быть, они тоже люди?» — поинтересовался я.
«Хм», — промычала она, опять-таки без всякого выражения на лице.
17 сентября. Сегодня утром в шесть часов по московскому времени Красная армия начала вторжение в Польшу. Разумеется, у России был заключен с Польшей пакт о ненападении.
Немцы заявляют, что именно поляки нарушают международное право, заставляя гражданское население защищать столицу.
20 сентября. «Frankfurter Zeitimg» пишет: «Зачем Англии и Франции проливать кровь у нашего Западного вала? С тех пор как польское государство прекратило свое существование, все договоры о союзе с ним больше не имеют смысла».
21 сентября. Главнокомандующий сухопутных войск генерал фон Браухич объявил об окончании операции против Польши. Таким образом, «контрнаступление» завершилось.
4 октября. Выдержки из сегодняшней прессы: «Англия несет ответственность за возмутительное провоцирование Варшавы к сопротивлению».
Утренний выпуск газеты «Volkische Beobachter»: «СТРЕМЛЕНИЕ ГЕРМАНИИ К МИРУ», «ОТСУТСТВИЕ ВОЕННЫХ ПЛАНОВ ПРОТИВ ФРАНЦИИ И АНГЛИИ», «СОКРАЩЕНИЕ ВООРУЖЕНИЙ», «СОТРУДНИЧЕСТВО СО ВСЕМИ СТРАНАМИ ЕВРОПЫ», «ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ».
24 октября. Риббентроп наконец сказал народу Германии, который до последнего момента надеялся на мир: война будет продолжаться до победного конца.
30 октября. Сейчас, когда наступила дождливая и холодная погода и скоро выпадет снег, правительство объявило, что этой зимой только пять процентов населения имеют право купить новые резиновые галоши и боты. Имеющиеся запасы такой обуви будут выдаваться в первую очередь почтальонам, газетчикам и уборщикам улиц.