Полной неожиданностью для многих на этой неделе стала кадровая рокировка в российском МО, в котором, казалось бы, непотопляемого Сергей Шойгу, заменили на, мало кому знакомого, Андрея Белоусова. Однако сразу же заговорили, что этот человек профессиональный экономист и вот кому как не ему поднимать российскую армию и оборонку? Но так ли это и сможет ли Белоусов это осуществить в российских реалиях? Разберёмся.
Андрей Белоусов запомнился российскому зрителю в первую очередь своим шокирующим для многих заявлением о том, что практически каждый произведённый в России беспилотник на 80%-90% состоит из иностранных запчастей. Для зашоренного российской пропагандой разума среднестатистического потребителя информационного фаст-фуда такая информация была шокирующей, но это была правда.
Тем не менее, одно дело рубить правду-матку и заслуживать симпатии аудитории это одно, а влиять на ситуацию и исправлять её – это совершенно другое. И как бы экономист-кибернетик Андрей Белоусов не сокрушался по поводу иностранных компонентов в российских БПЛА, ситуация со дня его заявления никак не изменилась. И не изменилась бы.
Белоусов и дроны.
Например, на одном из наиболее популярных в ВСРФ БПЛА Орлан-10 ставится японский двигатель SAITO, стартёр-генератор PTN78020 от американской Texas Instruments Incorporated, от этого же производителя и датчики давления от Freescale Semiconductor, и компас HMC6352 от Honeywell, передатчик RF3110 от немецкой Municom, равно как и ресивер DP1205-C915 так же от немецкой AnyLink. Далее, модуль передачи телеметрии - американский от ATxmega256A3 от Microchip, франко-итальянский полётный контролер от STMicroelectronics, а приемник ГЛОНАСС/GPS/QZSS от швейцарской компании u-blox - LEA-6N.
Ещё один пример - это БПЛА “Застава”, который является копией израильского Bird-Eye 400, именно по этой причине в составе этого БПЛА более 50% микросхем и электронных элементов от израильской Elbit Systems и Data Links. Приемник ГЛОНАСС/GPS/QZSS в БПЛА “Застава” – от швейцарской компании u-blox, а двигатель – от немецкой Hacker Motor, электроника от американской Vweb, а автопилот – от испанской UAV Navigation.
Собственно, чтобы только вывести производство Орлан-10 на полностью замкнутый внутренний цикл с нуля, необходимо наладить в России производство всех этих компонентов, технических и технологических возможностей, по производству которых у подсанкционной РФ попросту нет.
То есть, на примере излюбленной темы Белоусова, БПЛА, очевидно, что каких либо кардинальных изменений в производстве данной продукции не произойдёт. Так, возможно это будет осуществлено в других отраслях. Например, танкостроении?
Белоусов и ВПК
На сегодняшний день российский военно-промышленный комплекс преимущественно восстанавливает военную технику, оставшуюся ему в наследство со времен СССР. Поставка в зону боевых действий абсолютно новых единиц техники составляет около 10-15% от общего количества, в том числе и танков.
Абсолютно новых, произведенных с нуля танков у России в месяц получается не более ротного комплекта, и это Т-90М "Прорыв". Остальные модификации Т-72, Т-80, Т-62 – это все восстанавливаемое советское наследие. Даже танк Т-80, который регулярно разгружается для зоны БД с "Омсктрансмаша", не производится на данном предприятии, поскольку линий полной сборки там не осталось. Как и станков, как и пресс-форм и т.д.
И эта проблематика касается не только производства танков, а практически каждой отрасли.
Боевые бронированные машины (ББМ) – восстановление, модернизация, ремонт и в пределах 2-3 батальонных комплектов новой продукции в месяц.
Авиация – предел производства новой продукции в рамках эскадрильи в год.
После развала СССР российский ВПК поступательно деградировал и разваливался – на протяжении тридцати лет. Никакой эволюции и развития не происходило, были безвозвратно утрачены технологические процессы, на создание которых в свое время ушли десятилетия.