Как заканчивается первая мировая газовая война

Как заканчивается первая мировая газовая война

В газовых войнах не бывает парадов победы, капитуляций и трибуналов над проигравшими. Не потому что энергетические сражения менее разрушительны и опасны, чем обычные военные столкновения, а по причине слишком короткой истории. Собственно, сейчас заканчивается первая мировая газовая война, начатая Россией против Запада. Заканчивается полным поражением агрессора.

Несмотря на относительно холодные осень и начало зимы, к концу декабря европейские газохранилища заполнены более чем на 75 процентов, хотя позади уже почти половина отопительного сезона. А спотовые цены на газ сегодня ровно в 10 раз ниже, чем летом 2022- в пик энергетической атаки России на Германию и других ее многолетних партнеров.

Через неделю закроется последняя нитка газопровода из России на Запад: Украина не намерена продлевать 5-летний договор с Газпромом, который завершается в новогоднюю ночь. В Киеве хорошо помнят первый залп газовой войны, когда 1 января 2006 года Газпром перестал поставлять в украинскую ГТС объёмы газа для Украины. Сколько надменной грязи вылило тогда российское тв на украинцев, которые, по мнению Кремля, «воровали предназначенный Германии газ»!

В Берлине и других европейских столицах этот залп не расшифровали - сочли корпоративным конфликтом, замешанным на постсоветской неистребимой коррупции. ( В скобках скажем, что белых и пушистых в этой схватке действительно не наблюдалось ни с одной стороны, но опробованные в том конфликте методы пригодились Кремлю тогда, когда он из мелкого хулигана превратился в военного преступника). И вот теперь Киев ставит точку там, где Москва весело глумилась над соседями. Вместо договорной формулы «качай или плати» Украина ввела императив: «качай или кончай». Ведь дело не в том, что Газпром не получит еще несколько миллиардов долларов из Европы за свой газ, а в том, что остающийся газ некуда девать. Уже давно переполнены все хранилища, запечатаны многие скважины, а газа остается все больше. Сказываются полвека ориентации на экспорт в Европу и полное пренебрежение внутренними потребителями: сейчас тот газ, от которого отказался свободный мир, мог бы осчастливить жителей выморочных российских регионов, но нет- массовой газификации так и не случилось: газпромовские начальники с ранних ельцинских времен считали провинциальных россиян нахлебниками и прилипалами, предпочитая устремлять свои трубы на богатый валютой Запад. И вот теперь, когда ни их газ, ни трубы, ни компрессоры, ни отточенные годами надменные ухмылки оказались совершенно никому не нужны, пришло им время узнать смысл сказанного Ежи Лецом: "Кто был на вершине, тот поймёт, как низко можно пасть."

Но эти не поймут. Их задача уже давно иная: пускать газ в глаза своему Начальнику.

Но так будет не вечно и не бесконечно: придут другие люди - и с ними договорятся по-другому. А газ… Газ подождет, ему что десять лет, что десять миллионов лет - никакой разницы.

На этой неделе, кстати, в швейцарском суде по банкротству выяснилось, что полный ремонт и восстановление Северного потока- 2 обойдется всего в весьма скромных полмиллиарда евро.

Boris Fel