Об этот пресловутый Закон в своё время, поломали копья поколения адептов Зрады Неделимой. Его авторов и подписантов обвиняли в сдаче Украины, в потворстве сепаратистам и РФ, выискивали в его тексте упоминания о внеочередных местных выборах, об амнистии боевикам (не совершившим тяжких преступлений) и о создании отрядов «народной милиции». И лишь немногие дочитывались до сути: весь этот разгул демократии и всепрощения должен был наступить не раньше, чем РФ выведет с Донбасса свои вооружения и наёмников, а также передаст под контроль украинским силам государственную границу.
По сути, акт, который в прессе чаще называют законом «Об особом статусе» оказался воистину гениальной обманкой для Кремля. Путинский режим после Иловайска настолько уверовал в свою победу и так увлёкся глотанием, что, как мультяшная акула, не заметил летящей в пасть динамитной шашки, и проглотил её тоже. Украинское руководство, подписавшее Минские протоколы, что называется, на острие меча, не нарушило их ни буквой, ни запятой. Хотели местные выборы? Хотели амнистию? Хотели «народную милицию»? Да нате. А теперь ваша очередь, дорогие небратья – выполняйте свою часть договорённостей. И россияне попались в эту ловушку, встав на дипломатическим и имиджевом шпагате. Увести с Донбасса войска и передать границу – значит, фактически капитулировать в российско-украинской войне. Не сделать этого – значит, демонстративно нарушить только что подписанный договор, и напороться на международные санкции. Нарушили. Напоролись. Украина, не будучи на тот момент в состоянии выиграть войну с РФ, блестяще выиграла мир.
Ситуация «ни войны, ни мира», выгодная Украине и вредная для России, продолжалась до 2019-го. Но пришедшее в этом году новое руководство страны и слышать не хотело о дипломатических хитросплетениях. Зеленский и компания родили «гениальное» решение: «Давайте выполним все хотелки РФ, и тогда война окончится». До простой мысли, что россиянам не нужны ни мир, ни даже независимые «ЛДНР», а нужна либо вся Украина (причём только в составе федерации, без намёка на суверенитет), либо вечная война, они, конечно же, не додумались. И тут же, моментально, пустили прахом все дипломатические этюды своих предшественников – просто подписав «формулу Штайнмайера» как руководство к действию. Штайнмайер нам не враг. И не друг. Он просто – как и большинство западных лидеров – хочет, чтобы война окончилась, неважно чем, и с россиянами снова стало можно взаимовыгодно дружить. А что там в итоге будет с Донбассом и Украиной – ему, честно говоря, до лампочки.
Прежняя власть обещала России уступки, а по факту держала агрессора за чувствительный орган, пусть и ценой доверия со стороны недалёких граждан. Новая власть решила пойти на эти уступки «явочным порядком», лишь бы сохранить рейтинг среди ватников и аморфных обывателей. А вы уж сами разберитесь – кто есть ху, как сказал классик.